Борис Акунин остался доволен экранизацией «Турецкого гамбита».
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Россия становится ареной для рекордов. Не успели мы прийти в себя от кассовых успехов «Ночного дозора», побившего рекорд по кассовым сборам в России «Властелина колец», как на смену полугодовалому рекордсмену пришел еще более юный – «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева по роману Бориса Акунина. За первые два дня проката «Гамбит» собрал два миллиона долларов. За те же первые два дня проката «Ночной дозор» собрал около полутора миллионов.
В те же дни, когда подсчитывались деньги, собранные «Гамбитом», стало известно, что доходы от проката российского кино выросли на 275 процентов, то есть почти в три раза.
Когда летом «Ночной дозор» обогнал «Властелина колец», определенная доля случайности в этом, несомненно, была. Из закономерностей же: а) массированная реклама, какой отечественное кино еще не видело, б) подсознательное желание людей видеть родную, не завозную «крутизну». Видели мы, мол, вашу «Матрицу», но говорят, что наши не хуже сняли. Может, сходим, посмотрим? А че, давай. А тут еще из всех дыр, как армия джиннов из бутылки, лезет реклама, и «темные» со «светлыми» отпускают, только если забраться под кровать и заткнуть уши.
Откуда такое неодолимое желание поддерживать отечественного производителя? Можно было бы свалить на подоспевшую в последнее время моду на русское кино, однако мода эта все же распространяется больше на узкие круги, где Герман, Тарковский, Сокуров и иже с ними и так всегда были привечаемы. Да и не им «кассу» в российском кино делать, не авторское кино приносит доходы. Никогда ни Феллини с Пазолини, ни Герман с Бергманом, прославившие свою родину на стезе кинематографа, кроме духовного начала, никакой другой ощутимой пользы не несли. Это, собственно, удел любого великого художника. Ощутимую, выраженную в денежном эквиваленте, пользу несут нарядные блокбастеры Кэмерона, Спилберга, братьев Вачовски. У многих это вызывает горестный вздох – «никому не нужно настоящее духовное», кто-то объясняет это нормальной потребностью человека видеть красивое и не задумываться. Впрочем, одно с другим крепко связано.
Сегодня кино необычайно визуализировалось. Зримые радости постепенно становятся главным рычагом интереса к нему зрителя, и количество спецэффектов, как правило, выносится в первые строки объяснения кассового успеха той или иной ленты. Смысл фильма – не глубинный, а самый что ни на есть поверхностный – ушел не просто на задний план, а ушел, кажется, вовсе. Спросить у тех, кто взахлеб смотрел ту же «Матрицу» не по одному разу – что, кроме сюжета, уловили? Многие не улавливают ничего, кроме спецэффектов.
Создатели рекламы наших фильмов-рекордсменов более всего напирали на суперспецэффекты. Рекламщики «Турецкого гамбита» – еще и на то, что это экранизация столь любимого ныне Акунина. Акунин – один из тех писателей, что мил сердцу и интеллектуала – за изящный стиль, и человека, скажем так, не очень сведущего в вопросах литературы, – за простоту сюжета. Так что автор романов про Фандорина стал неплохим товарным знаком для ленты. Кроме того, еще не поставив рекорда по «кассе», фильм про Фандорина уже побил рекорды, отпечатавшись в 364 копиях – небывалый случай. Арифметика проста: больше копий – больше народу посмотрит. Да и реклама, наконец, устроенная Первым каналом, обрушилась с такой силой, что «Ночной дозор» вздрогнул. При этом, как ни относись к бекмамбетовскому «Дозору», его фенечки зрительного и смыслового порядка все же могли кому-то показаться забавными, а в неумолимой борьбе «темных» и «светлых» не особо искушенный зритель даже пытался усмотреть некое подобие некоей философии. Что же касается «Гамбита», то здесь не то что спецэффектов, но и красоты-то настоящей киношной нет – слащавые горные красоты Болгарии, больше похожи на радостные компьютерные пейзажики из мультфильма «Шрек». На этом фоне персонажи фильма (кроме, пожалуй, как ни странно, Егора Бероева, играющего Фандорина, но при этом задвинутого создателями ленты в ряды второплановых героев) преувеличенно комично стараются быть похожими на настоящих, как это стараются делать куклы в кукольном театре. И как в кукольном театре, чем больше стараются – тем хуже получается. А подробное воссоздание бытовых исторических мелочей активно работает на известный постулат «Правда убивает искусство».
Кстати, забавный факт в истории промоушна фильма. Компания, ответственная за прокат «Турецкого гамбита», распространила в кинотеатрах, «катающих» фильм, специальную «Инструкцию по продвижению фильма «Турецкий гамбит». Там на трех страницах убористым шрифтом набраны драконовские правила, сопровождающие промоушн ленты. Например: «...запрещается осуществлять какие-либо специальные показы для отдельных категорий зрителей (представителей средств массовой информации, партнеров, отдельных организаций, публики, избранной по какому-либо принципу и т.д.)». Говоря простым языком, никаких предварительных пресс-показов, не надо нам вашей рекламы в виде положительных и отрицательных критических отзывов, у нас своей рекламы достаточно – один только Первый канал выстреливает ею огромными очередями. Или: «Запрещается осуществлять какие-либо благотворительные показы (демонстрацию) фильма». Вряд ли, конечно, благотворительность, имей она место, могла бы сильно повлиять на кассовые сборы, но инструкция сама по себе занятная. Раньше таких видеть не доводилось.
Еще два года назад доля отечественного кино в прокате составляла примерно 6 процентов. В 2004 году она выросла до 15 процентов, то есть в два с половиной раза.
Вероятно, при таком раскладе могут существенно увеличиться и частные вливания в отечественный кинематограф, и вложения в кинопроизводство. Но только надо понимать, что вкладывать деньги в кино, которое когда-нибудь, через много лет, действительно займет свое место в истории современного кинематографа, никто не будет. Все хотят мгновенной отдачи. Закон такой.