0
1008
Газета Культура Интернет-версия

19.10.2004 00:00:00

Испортил песню

Павел Руднев

Об авторе: Павел Руднев - театральный критик.

Тэги: мюзикл, астрахан, постановка


мюзикл, астрахан, постановка Мюзикл в постановке Астрахана напоминает о кремлевских новогодних елках.
Фото Михаила Гутермана

Геннадий Хазанов снова выгодно сдал свой театр на Берсеневской набережной. Прокат мюзикла «We Will Rock You» рассчитан на весь сезон. В нем его оригинальные создатели – бывшие ударник и соло-гитарист Queen Роджер Тейлор и Брайан Мэй – видят продолжение музыкальной идеи группы. Лондонская премьера состоялась в Лондоне в мае 2002 года, и теперь очевидно, что мюзикл подозрительно быстро доехал до России.

В Москву мюзиклы вообще пришли в кризисный для жанра период. Эпохи послевоенного позитивно-терапевтического театра, а затем и шедевров Эндрю Уэббера глубоко засели в истории. Критика давно сошлась во мнении, что направление законсервировалось. Последней креативной инъекцией в мышцу шоу-бизнеса стали идеи ностальгического «секонд-хенда». «We Will Rock You» или «AbbaMania» – мюзиклы в жанре караоке, вторично использующие уже созданные и отыгранные музыкальные хиты.

Надо сказать, что в российском прокате эффект несколько теряется. Прелесть «We Will Rock You» состоит в том, что при вторичном использовании песен текст не меняется ни на букву. Все главные хиты Queen при хаотичном расположении образуют единую сюжетную линию. Когда песни переводятся на русский (продюсеры оставили нетронутыми только три мегахита – «We Will Rock You», «Bohemian Rhapsody» и «We Are The Champions»), исчезает не только магия Queen, но и магия хитроумного либретто, связавшего в единой сноп разношерстный материал из разных периодов творчества Фредди Меркьюри. Ни бездарно переведенное либретто с идиотскими шуточками ниже пояса, ни наивно-балаганная режиссура Дмитрия Астрахана не смогли убедить нас в том, что этот мюзикл вообще поддается русификации. В русском переводе оказалось, что экс-музыканты Queen создали произведение, буквально порочащее их репутацию. Они подошли к себе как к нерушимой легенде, абсолютно не иронизируя по поводу собственной славы. В их продукте доказывается, что Queen, и только Queen, – душеспасение для молодежи и те самые живительные истоки, к которым нужно припасть, чтобы вылечиться от царства всеобщей попсы. К текстам Queen здесь относятся с фарисейским почтением, история и деятельность группы покрыты толстым слоем сакрализации. И ни разу, буквально ни разу нам не смогли напомнить о трагедии, случившейся с фронтменом Queen, о натуральном, невыдуманном драматизме его жизни, могущем послужить сюжетом не только что для мюзикла – романа!

Изображается мир будущего, где правит мегакорпорация GlobalSoft (намек понятен) и заставляет все население носить одинаковую одежду и внимать искусству, которое пишет компьютер: «Радио Га-Га, Видео Гу-Гу, Интернет Ка-Ка, Маркетинг Бла-Бла». Живая музыка запрещена, но двое подростков-неформалов Галилео Фигаро и Скарамуш (образы из квиновской «Богемской рапсодии»), проходя сквозь тернии и заслоны, с помощью деда-рокера отыскивают подержанную гитару, зарытую на стадионе «Уэмбли». Она как светоч выводит юнцов к обретению свободы.

Режиссура Астрахана не смогла избавить актерскую игру подростков от слишком явных намеков на кремлевские елки. Там тоже, бывало, двое отважных пионеров, взявшись за руки, шли из страны Непослушания в страну Вежливания, чтобы откопать пионерский барабан, бой которого рассеивает чары буржуинов. Особенно остро эта параллель дает о себе знать в момент, когда путь к зарытой гитаре подросткам указывает золотая статуя Фредди с очень по-ленински выставленной ладонью.

Герои обеспокоены чистотой жанра: им нужна живая музыка, сосредоточенная в «живом роке», излучаемом группой Queen. Из уст Галилео, страдающего атавизмом (из его сознания «вываливаются» все забытые и запрещенные GlobalSoft песни), несутся не только рок-гимны, но и ворох современной русской попсы, которую в легенды никто записывать не собирается. Переводчики явно переборщили с «актуализацией» перевода – пережатыми и иссушенными кажутся бесконечные шутки и тычки в сторону нашего шоу-бизнеса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
775
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1316
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
957
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
503

Другие новости