0
1988
Газета Культура Интернет-версия

12.10.2004 00:00:00

Кремер и прекрасные дамы

Тэги: кремер, скрипка, шнитке


Уже вторую неделю вся уважающая и считающая себя культурной Москва самосовершенствуется и дружно чистит себя под музыкой Шнитке. Это и понятно, любой фестиваль в какой-то мере акция, а посещение Большого зала в такие дни – священный долг творческой и технической интеллигенции (среди последней, кстати, фанатов Шнитке не меньше). Даже интересно, насколько жизнеспособным в отечестве окажется, чего греха таить, искусственно реанимированный под 70-летний юбилей ажиотаж вокруг шнитковской музыки, пошедший на спад еще в последние годы жизни композитора в Гамбурге.

Фестивальная афиша, выстроенная по самому простому антологическому принципу, почему-то обделена симфониями (из девяти будет исполнена только одна, Седьмая), зато царствует инструментальный концерт во всех его видах. На половине своего пути фестиваль сподобился и на впечатляющее своей монолитностью композиционное обобщение, посвятив два вечера жанру Concerto Grosso, не столь крупному, но милому и нежно любимому композитором за свою "старинность". Сочиняя, Шнитке всегда сознательно имел перед собой ту или иную модель из существующих образцов – в случае с кончерти гросси он ориентировался не на итальянские модели Страделлы, Корелли, Вивальди или Генделя, а на Бранденбургские концерты Баха, все немецкое было ему ближе хотя бы чисто генетически. Пройдя через мозг и сердце Шнитке, этот куртуазный барочный жанр предстает круто обновленным по содержанию и эстетике – обогатившись всеми признаками внутренней интроспекции композитора и человека, ранимая душа которого, кажется, разрывалась от диссонансов окружающего мира. (Таким диссонансом стало для него и Литовское восстание 91-го, подавленное советскими властями в самом конце коммунистической эры, – исполненная как интермеццо перед вторым отделением первого вечера оркестровая пьеса "Сутартинес" обожгла пронзительной грустью и тишиной народных песнопений.)

Все шесть концертов, написанных с 1977 по 1993 год, были исполнены теми, кому они посвящены. И словно долгое эхо, это казалось сродни не раз воспетому поэзией сплетенью судеб. Вновь встретились в дуэте некогда спутники в жизни и творчестве Гидон Кремер и Татьяна Гринденко, отправившиеся в Первом Concerto Grosso с его прихотливым диалогом двух сольных скрипок в рискованное романтическое путешествие из зрелости в молодость.

Как и положено холодноватому прибалту, притом истому джентльмену, комильфо Кремер с его спокойной уверенностью в своих силах, казалось, и не собирался соревноваться с Гринденко, чутко понимая, чего хочет женщина, тем более женщина с темпераментом наружу и привычкой к эмоциональному лидерству. В том же духе непререкаемый жрец музыки Кремер держался и в ансамбле с патронируемой им молодой американской пианисткой-композитором Лерой Ауэрбах (родилась в Челябинске, в 18 лет осталась в США) – в токкатной по стилю фортепианной партии последнего, Шестого концерта она произвела впечатление на московскую публику своей витальной силой и энергичным напором. На фоне более внешнего женского высказывания посыл Кремера неизбежно выглядел более внутренним – тут и печаль, которая светла, и сила мудрости, и спокойствие мастерства – но, соединяясь, обе стихии очень точно соответствовали как букве, так и духу музыки Шнитке, в которой внутренний фактор неотделим от внешнего.

Ничего не скажешь, прекрасно смотрится Кремер в окружении прекрасных и, что важно, талантливых дам – это как будто дает ему дополнительное вдохновение.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
631
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
758
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
710
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
711

Другие новости