0
769
Газета Культура Интернет-версия

06.10.2004 00:00:00

«Мертвые души» никак не обойдутся без живых

Тэги: театр, маяковка, арцибашев


театр, маяковка, арцибашев Усталость – перманентное состояние Сергея Арцибашева.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

– Сергей Николаевич, а для театра дорого такой рекламой заниматься? Или есть какая-то смета в Комитете по культуре, которая позволяет не на коммерческих условиях, а на льготных такие растяжки вешать на главных улицах Москвы?

– Это дорого для театра. Здесь другой вариант: этими растяжками пользуются рекламные фирмы. И оттого, что к зданию театра прицеплена эта растяжка, они дают на какой-то срок бесплатное место.

– То есть самыми богатыми людьми в Москве должен быть Владимир Андреев, худрук театра Ермоловой, потому что самая первая растяжка на Тверской крепится как раз к Театру Ермоловой.

– Тут не до богатства: просто появляется возможность бесплатно рассказать о премьере. А в другое время растяжкой пользуется рекламная фирма.

– Судя по разговорам с режиссерами, удовлетворение от работы испытывают не все, кто за несколько последних лет встал у руля московских театров. У вас их два, и вы один из тех, кого можно назвать театральным олигархом. Двумя театрами руководить труднее или, наоборот, проще?

– Тяжелее, конечно. Если бы я просто руководил, но я ведь должен еще и ставить, поскольку я режиссер. Надо разрываться и успевать. Если на Покровке я два спектакля в год выпускал – это было нормально, – то теперь надо делать и в Маяковке спектакли и не забывать Покровку.

– Вас, естественно, в связи с этим сравнивают с Табаковым. Но вы в отличие от него, как мне кажется, не пытаетесь одних актеров Театра на Покровке привлекать к спектаклям театра Маяковского. Сейчас, как мне кажется, вы как-то специально разводите эти два театра.

– Изначально была такая установка, что это два совершенно разных организма, с разными эстетическими подходами, с разными возможностями. И я с самого начала не хотел их ломать. Наоборот, я, привлекая Костолевского и Филиппова раньше, когда я пришел в Маяковку, сделал другой спектакль "Женитьба" уже в условиях театра Маяковского. А на Покровке идет тоже "Женитьба", с другими актерами.

– Не желая ни стравливать, ни каким-либо образом вызывать вас на откровенность: тяжело сейчас работать в Москве, когда рядом есть такой успешный человек, как Олег Табаков, который и много работает, и имеет, очевидно, какие-то умения в привлечении богатых людей, которые становятся спонсорами театра. Какие-то чувства это вызывает?

– Какие могут быть у меня чувства? Зависть, что он удачно работает, что он талантливый организатор, что он все успевает, что у него есть эти связи. Я бы тоже этого хотел. А соревноваться? Это уж как получается.

– Усталости нет от этих двух или уже трех сезонов?

– Усталость – перманентное состояние. Невозможно выйти из этого, потому что выходишь – и возникают другие болячки. Пока я в работе – ничего.

– Вы думаете изменить репертуар в Театре Маяковского до неузнаваемости?

– Я пытаюсь добавлять, потому что нужны премьеры, нужны новые постановки. Практически работают две сцены – основная и филиал. Сейчас я хочу, чтобы заработала Малая сцена. Поэтому нужны новые постановки.

– Когда вас в чем-либо упрекают, то частенько обращают внимание на то, что вы позволяете в вашем филиале больше, чем где бы то ни было, работать телеведущему Андрею Максимову. Хотите ли вы в принципе, чтобы в филиале был какой-то свой режиссер?

– Нет, наверное, так не получится. Это производство, и не надо забывать, что театр всегда остается производством. А сегодня это еще и деньги, и рынок, и необходимость в новых спектаклях, на которые бы зрители шли. Поэтому надо ставить спектакли. Андрей Максимов оказался в тот момент готовым заполнить эту нишу, которая меня волновала, – он был готов поставить новый спектакль в филиале. Он оказался в нужное время в нужном месте. Две постановки, которые идут на филиале, собирают публику, их смотрят. Я доволен тем, что это состоялось.

– Глядя со стороны, все равно не устаешь удивляться тому, как в театре искусство сочетается с «низкими заботами» – о кассе, об успехе┘ У вас есть какие-то мечты, которые вас в этом театральном деле держат?

– Вы имеете в виду что поставить, что сделать? Есть. Но все это основано немножко на другом. Действительно, театр доставляет людям радость, даже в любых спектаклях. Люди все равно идут за какой-то радостью, за искусством. Это уже, наверное, в крови. Наша работа – в том, чтобы доставить радость другим. И мечты связаны с тем, чтобы продолжать делать это.

– Прошедший сезон открыл нескольких актеров. В «Карамазовых» по-новому открылся талант Игоря Костолевского. Мне кажется, такого рода драматических ролей у него не было давно, а может быть, и не было никогда. Другая история – с Евгенией Симоновой, роль которой в «Трех высоких женщинах» критики называют лучшей в прошлом сезоне. Для меня открытием стали Спиваковский и Бутырцева, много лет проработавшие в театре и почти не выходившие на сцену┘

– Это была одна из моих основных идей, когда я пришел в театр, – дать возможность работать людям, как можно больше занять актеров, хотя бы понять, на что они способны. То, что там богатый творческий потенциал, это я видел и раньше. Но надо дать актерам возможность что-то сделать и понять, что они могут и хотят ли. Хотя я и объявил, что мой приоритет – русская классика, тем не менее я сделал и "Банкет" для среднего поколения, и "Развод по-женски", где вообще занял 20 женщин, которые с удовольствием играют в этом спектакле. Конечно, для них это новый всплеск, радость от того, что они востребованы. Я действительно много времени трачу на размышления о том, как теперь всех развести, как еще одну работу придумать, кого и где занять.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
959
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1293
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
989
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
820

Другие новости