0
1982
Газета Культура Интернет-версия

04.10.2004 00:00:00

Человеческий голос

Тэги: музыка, шнитке, фестиваль


Главной особенностью в музыкальном пейзаже недели было зашкаливающее напряжение между полюсами старого и нового, прошлого и настоящего. Магистраль диалектической борьбы и единства музыки старинной и музыки новой пролегала между барочным Театром Гонзаго в Архангельском, консерваторией и ее окрестностями. На этом-то подмосковно-московском перекрестке и встретились ренессансные анонимы и придворные музыканты древних монархов с Яначеком и Шнитке. Без опыта первых, равно как и без диалога последних с оным опытом картина музыки настоящего и будущего была бы неполной.

В молодости провинциал из Моравии Леош Яначек начинал с аллергии на романтизм, и, как следствие, его первоначальный стиль весьма традиционен и даже консервативен. Извилистая дорога труда и терпения по законам парадокса привела композитора к любви, семейному счастью и музыкальному новаторству лишь на закате жизни (а был он на шесть лет старше Малера и на десять – Рихарда Штрауса). Локальный фольклорный колорит в сочетании с общечеловеческим, обнаженный нерв и апокалиптичная экспрессия в восприятии нового мироустройства, модернизм, но возделанный по собственным законам, – все это превратило Яначека в великого космополита, мир принял его в свои объятия. И сегодня это одна из линий мейнстрима – в оперном театре уж точно. Знаковая для Запада фигура Яначека (сейчас идет его Международный год) в России, несмотря на все старания главного популяризатора его творчества Геннадия Рождественского, остается странной экзотикой, причудой. Тем не менее спустя полтора года после революционного «Средства Макропулоса» в «Геликоне» новым плодом нашего просвещения на той же территории стала одна любопытная экспериментальная мутация. Стараниями и думами поэта и драматурга Алексея Парина и дипломника РАТИ Василия Бархатова вокальный цикл для тенора, меццо-сопрано и женского трио «Дневник исчезнувшего» преображен в переведенную на русский одноактную монооперу для тенора и контртенора (программная, кстати, деталь). История бегства с табором влюбившегося в цыганку деревенского парня становится этаким «Человеческим голосом» наоборот, где гендер делает крутой поворот с женского на мужской. Отказ от внешней событийности и правдоподобия, сосредоточенность на подсознании и внутренней борьбе персонажа, напоминающего невротичных, раздвоенных персонажей Достоевского и Кафки, переводят нехитрый смысл произведения в более глубокий метафизический порядок вещей. Исполнители – Герой (тенор Алексей Сулимов), его Двойник (контртенор Евгений Журавкин), Мать героя и одновременно музыкальный руководитель постановки (известная органистка Людмила Голуб, сыгравшая на рояле в одиночку весь клавир), как и руководители этого претенциозного (в самом хорошем смысле) жеста, достойны похвалы за нестандартность мышления, стильность и идейный фанатизм.

А в Театре Гонзаго после двухметровых блок-флейт (бельгийский ансамбль Flanders Recorder Quartet играл на них переложения органных сочинений Баха) и ангельских виол да гамба («НГ» от 29.09.04) в руках искусного француза Уильяма Донгуа и в сопровождении клавесина и теорбы в программе La barca d'Amore («Лодка любви») зазвучали волшебные корнеты со съемными и встроенными мундштуками (отдаленно похоже на современные трубы и кларнеты) – самым невероятным оказалось искусство тихого звука на этих достаточно громких инструментах. Завершилось аутентичное пиршество вокально-танцевальными тарантеллами (французский ансамбль L'Arpeggiata), которые встарь исполнялись при дворе римского кардинала Барберини а сегодня парадоксально напоминают модные латинские танцы. Так подвел черту седьмой выпуск фестиваля Earlymusic. Воскрешая тени минувшего, нам еще раз напомнили о том, как на самом деле близко от старинной музыки до современной. Недаром все игроки на исторических инструментах, как правило, столь же успешно могут играть и самые экстремальные модерновые опусы.

Альфреда Шнитке можно смело считать совестью постшостаковичского периода русской музыки. Подрабатывавший сочинительством доходчивой изобразительной музыки для кинофильмов, многие из которых забыты, в своем основном симфоническом и камерном творчестве он был недопонимаем или плохо воспринимаем своими современниками – как и все, кому доступно заглянуть в инобытие, как и все, кто глядит вперед и глубже, шире действительности. Но удивительно быстро меняется порядок вещей, и уже наши современники порой находят его старомодным! Поистине гениальный путь: от изгоя и тлетворного формалиста, через официозное признание и отказ по религиозно-этическим убеждениям от Ленинской премии прямиком в живые (и посмертные) классики. По случаю 70-летия Альфреда Гарриевича Шнитке в БЗК открылся его именной фестиваль, который, будем надеяться, даст новое звучание и восприятие, казалось бы, хорошо известной музыке.

Открывавший фестиваль своим саднящим бархатным басом народный артист Эммануил Виторган вспоминал о Шнитке без галстука, всегда в теплом и мягком, всегда несовместимом с официозом, парадностью и коммерцией, а заключил пассажем из духовно близкого к Шнитке Александра Володина о том, что справедливость торжествует, но только после. Честь первого музыкального приношения досталась, пожалуй, одному из главных хранителей стиля Шнитке Юрию Башмету – альтисту, дирижеру и человеку, которому посвящено не одно произведение мастера. Экспрессивный, гамлетовский по сути Монолог для альта и струнных, лиричнейшая по духу Трио-соната, в которой можно услышать перепеваемое на все лады Happy Birtday to you (написанное к 100-летию Берга и переложенное Башметом для камерного оркестра Струнное трио), Полька из гоголевской «Шинели» с «Солистами Москвы» и грандиозный Альтовый концерт с оркестром «Новая Россия» (во втором отделении за пульт встал еще один спутник музыки Шнитке – Саулюс Сондецкис) приподняли нас над серой реальностью на те вершины, откуда смотрел на мир и за его грань великий композитор нового времени.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
621
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
747
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
699
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
698

Другие новости