0
1601
Газета Культура Интернет-версия

31.08.2004 00:00:00

Театр, имеющий отношение к нашей жизни

Тэги: петербург, фестиваль, новая драма


петербург, фестиваль, новая драма Иосиф Райхельгауз: «Не верю!»
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Фестиваль «Новая драма», среди учредителей которого – МХАТ имени Чехова, ассоциация «Золотая маска» и центр «Документальная сцена», в этом году пройдет в Санкт-Петербурге. Северная столица должна быть благодарной: через год после юбилея мало кто еще вспомнил, что именно Питер – наша в целом вторая и первая культурная столица. Афиша сформирована, вывешена на фестивальном сайте, и первое, что цепляет взгляд, – узость зазора, который отделяет этот театр от нашей (в определенном смысле – тоже «этой») жизни. Обычный театр с обычной жизнью, можно сказать, на ножах, реальности той и другого соотносятся в лучшем случае как «та» и «эта», как параллели, которые если и сходятся, то в бесконечности. Тут и названия пьес, и знание содержания некоторых из них: из Польши – «Жены польских солдат в Ираке», наши – «Дембельский поезд» Архипова, в которой чувствуется «чеченский след», пьеса братьев Пресняковых «Изображая жертву», «Свадебное путешествие» Сорокина... Что-то только-только читалось на «Любимовке», премьеру «Свадебного путешествия» театральная группа «Практика» сыграла еще в прошлом сезоне в Москве.

О том, что «новая драма» – едва ли не единственное, что связывает наше сегодняшнее искусство с нашей же жизнью, стоит поговорить особо.

Иосиф Райхельгауз, художественный руководитель театра «Школа современной пьесы», так объясняет свою нелюбовь к чужестранной драматургии: я, говорит он, перестаю верить происходящему, как только слышу, как один актер просит другого: «Джон, налей мне виски». На «Любимовке» зазора между жизнью и сценой почти что не существует.

Организаторы «Любимовки», которая в этом году впервые проходила не за городом, – сами драматурги, Елена Гремина, Ольга Михайлова, Михаил Угаров, Александр Родионов, – выполнили роль психоаналитиков: они разговорили народ, заставили молодых писать не о птичках-цветочках, не о том, как муж уехал в командировку, а жена в это время┘ (об этом, как говорится, напишут без нас), а про Чечню («Дембельский поезд» Александра Архипова и «Шапито-юрт» П.И. Филимонова), про нацболов («Национал-большевизм в отдельно взятом городе»), про скинов (Артем Северский, «Skin»), про секс по телефону («Секс по телефону» Сергея Пестрикова)┘ Они, что называется, открыли шлюзы.

«Я ушла из дома в блиндажи сырые, от Прекрасной Дамы в мать и в перемать», – ну точь-в-точь как писала о своем фронтовом опыте Юлия Друнина.

Достоинство нынешнего фестиваля – в его открытой эстетической оппозиции нынешнему театру. Пьесы, отобранные на «Любимовку», – о наболевшем. О том, что проходит сегодня не только мимо театра, но и «мимо» телевидения и большинства прочих СМИ, напоминая знаменитое «бон мо» Андрея Донатовича Синявского, – о наличии у него не политических, а стилистических расхождений с советской властью.

И споры, и разговоры были соответствующие – про «мать и перемать», – говорили, например, что если «слово» проходит незаметно, значит, его появление оправдано сюжетом и самой манерой повествования (самый яркий пример – замечательный, остроумный фильм Максима Курочкина «Водка, е..ля, телевизор», в котором герой в течение 35 минут ведет диалог с тремя своими главными искушениями и врагами, пытаясь освободиться от их назойливого соучастия в своей судьбе), если же обнаруживается, – можно было, следовательно, обойтись и без него (не менее красноречивый пример – пьеса русскоязычного жителя Вены Владимира Яременко-Толстого «Уроки русского языка», герои которого пытаются овладеть основами настоящего русского, в котором матерная лексика – равноправный, а иногда и основной «игрок»).

То же и про войну. За год до 60-летия Победы объявлено сразу несколько конкурсов на лучшую пьесу о войне, на лучший киносценарий, Минкульт заявляет о готовности оплачивать спектакли и фильмы. А молодые драматурги, участники «Любимовки», уже все написали: «сталкивая» события и переживания двух разных войн, той, которая «война народная, священная война», и нынешней чеченской кампании, бессмысленной и беспощадной┘Чеченская война, названная в тексте и не названная, описывается как трагедия не только и не столько чеченцев, сколько русских (и в пьесе «Дембельский поезд» Архипова, и у Юрия Клавдиева, в его драматическом монологе «Собиратель пуль», где параллель еще острее, – опыт Великой Отечественной находится в сцепке с бандитскими разборками наших дней).

Молодые драматурги не замахиваются на «чужое» сознание, но весьма убедительно и глубоко проникают в мысли и переживания тех, кому приходится воевать по «сю» сторону фронта, – и воевать, и погибать┘ Радикальность языка и ситуаций, часто вызывающая сопротивление и протест, когда речь идет о мирной жизни (в пьесах учеников Коляды – мало чем отличающейся от жизни военной, – почти всегда страшная, лишенная какого бы то ни было комфорта), тут становится уместной и приемлемой.

Трудно сказать, увлечется ли какой театр историей рождения и смерти одной маленькой первичной организации национал-большевистской партии, чьи лозунги красуются на многих столичных стенах и заборах. Частые смены места действия, большое число действующих лиц┘ С точки зрения театра пьеса сложена из одних неудобств. Но «Национал-большевизм в отдельно взятом городе» Виктора Тетерина – это рассказ о том, что автор видел своими глазами. В определенном смысле эту пьесу можно было бы прописать по ведомству документального жанра вербатим, претендующего на дословность всех слов и движений. И здесь любопытнее всего – рифмы, связывающие детище Лимонова с «бесами» Достоевского, становление большевиков и позднейшего диссидентского движения и нынешних нацболов – под недреманым оком «охранки». И скучно, и грустно становится от того, как «дословно» повторяется история.

К практическим итогам многочасовых, часто и ночных драматургических бдений следует, наверное, отнести увлеченность, с которой в нынешних читках принимали участие уже известные режиссеры и актеры – Елена Морозова, Ольга Лапшина, Владимир Епифанцев, Александр Вартанов и Татьяна Копылова. Вполне возможно, что в новом сезоне пьеса Шишкина «Мечта о насилии», которую на «Любимовке» представлял Епифанцев (он же читал и за главного героя, Владимира Маяковского), появится в репертуаре Центра драматургии и режиссуры. А может, и в каком другом театре: «Любимовка» мало-помалу точит камень и пьесы, имеющие отношений к нашей жизни, все чаще выходят за границы нескольких специальных «драматургических резерваций». Скажем, пьесу Архипова уже поставили в нескольких театрах России, сейчас, на фестивале «Новая драма», сыграют в Питере и, если чеченская тема кому-нибудь у нас интересна, может, когда-нибудь она доберется и до Москвы.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
969
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
600
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1168
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1163

Другие новости