0
2087
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2004 00:00:00

От Каррераса до конкурса красоты

Тэги: каррерас, концерт, дом музыки


каррерас, концерт, дом музыки Каррерас умеет делать свое дело красиво, с достоинством гранда.БикЮФото ИТАР-ТАСС

После Хворостовского, Сковхуса и Гулегиной и в ожидании Дамы Кири Те Канава свою очередь в июньском вокальном натиске отпел Хосе Каррерас, выступивший с единственным «неаполитанским» концертом в Доме музыки в сопровождении спиваковского НФО, которым продирижировал молодой племянник звезды Давид Хименес (маэстро с привлекательной внешностью киногероя сорвал изрядные аплодисменты не только за нее, но и за фрагменты из хачатуряновского «Спартака» и испанских сарсуэл). А если мыслить декоративно, то концерт Каррераса неким символическим образом закольцевал в нынешнем сезоне серию мемориальных визитов трех выдающихся теноров эпохи, плавно уходящих в историю.

Чисто по-человечески Первопрестольная любит Каррераса, пожалуй, даже больше Паваротти и Доминго и начиная с 1989 года уже, наверное, сбилась со счета его приездам – она всегда рада элегантному испанскому дону с любым репертуаром, в любом пространстве (от Большого театра до Красной площади и Гостиного Двора) и в любом окружении (от «крестной матери» в искусстве Монтсеррат Кабалье до безголосых попсовых манекенщиц вроде Эммы Шаплин). И Каррерас платит взаимностью – в Москве с ее недоразвитой гастрольной инфраструктурой он пел куда чаще и куда сердечнее, чем его «старшие братья» по теноровой троице.

Во все времена было принято искать блох у великих, тем паче на «закате богов». Но, несмотря на свои бархатные сумерки, Каррерас настолько не заслужил подобной процедуры, что любая музыкальная критика должна молчать перед удивительной судьбой и душевной красотой этого большого человека. Каррерас – истинный феникс оперы, восставший из смертельного пепла лейкемии. Страшный диагноз был поставлен в 1987 году во время обычного посещения дантиста, а уже в 1990-м он пел в первом шоу трех теноров в термах Каракаллы, которое было задумано как салют коллег в честь его возвращения, но и как сбор средств в пользу созданного Каррерасом фонда по борьбе с лейкемией. Ясно, что все можно объяснить чудесами современной медицины, но этот случай говорит и о безграничной сверхчеловеческой силе, и о нечеловеческой воле, и, конечно, о чем-то мистическом, что нельзя объяснить словами. Причем главное чудо было в том, что певец смог вторично родиться в профессии и еще почти на 10 лет занять прежние позиции на изрядно помолодевшем рынке вокальной силы.

Каррерас всегда делал свое дело красиво, с достоинством гранда. Он знает свои возможности и, как настоящий профессионал, не станет браться за то, что не сможет сделать хорошо и качественно. Сейчас он почти не выступает в опере (последней его новой ролью в конце 90-х был раритет «Слай» Вольфа-Феррари) и главным образом поет «популярные» концерты по всему свету. По репертуару, в который, к сожалению, большей частью входили второстепенные неаполитанские песни, кое-что испанское из нового альбома «Энергия» и даже «Был у Христа-младенца сад» Чайковского на французском, московский рецитал мэтра носил ненавязчиво легкий, развлекательный, но и слегка траурно-ностальгический характер. Ностальгия дымком легкой грусти шептала нам, что прежнего Каррераса, которого мы знаем по записям, больше не будет. Траурность в выступление кумира внесла все та же неумолимая жизнь – накануне концерта скончался друг и партнер певца по сцене Николай Гяуров, память которого по просьбе Каррераса зал почтил минутой молчания.

Отметивший недавно 30 лет в профессии, 58-летний Каррерас поет сегодня то, что может петь. Конечно, это спрос и предложение, скажем так, не для высоколобых снобов и развращенных вокальных гурманов, тем более не для специалистов и профессионалов. По сути это самая настоящая эстрада домохозяек, расцветающих под Баскова, и для богатых, любящих престижные тусовки. (Из той же серии, видимо, и «кремлевский концерт» Хворостовского на Красной площади с ариями, военной патриотикой и президентом вперемешку.) Но не окажется ли со временем так (в порядке гиперболы), что, по крупицам сдавая свои академические высоты, ММДМ сможет когда-нибудь выгодно предоставить свою сцену не только под корпоративные вечеринки Rolex’а с участием Паваротти, но и под эстрадные мероприятия или конкурсы красоты? В консерватории, к слову, уже не раз певали и Николай Басков, и Александр Малинин, и некий бизнесмен, рекламками которого были обклеены в прошлом сезоне внутренности вагонов метро и которому хватило денег выкупить Большой зал аж на несколько своих «концертов». Вряд ли Концертхаус в Вене или Карнеги-холл в Нью-Йорке могут себе позволить подобное. Впрочем, это уже тема другой статьи.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
629
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
754
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
708
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
709

Другие новости