0
2036
Газета Культура Интернет-версия

02.06.2004 00:00:00

Не обманешь – не продашь

Тэги: фестиваль, глинка


А у нас в культуре по-прежнему все по галочному принципу: Островского и Чехова, Прокофьева и Глинку выдаем на гора массовыми тиражами и фестивалями преимущественно к датам жизни и смерти. Хотя в будни довольны и голодным пайком: идет в Большом «большестильный» «Иван Сусанин» образца 1945 года, поют (еще реже играют) в концертах чуток из камерного Глинки для проформы и хронологического ряда – и ладно. Впрочем, даже 200-летний юбилей отца русской музыки Первопрестольная отмечает достаточно формально, не утруждая себя излишней фантазией и, грубо говоря, больше за страх, чем за совесть – куцыми в своей показной помпезности, собранными с миру по нитке концертами-индульгенциями, которые в день рождения Михаила Ивановича чохом прошли в большинстве концертных залов и Большом театре.

Кстати – в связи с последними «находками» рукописей Глинки – а где обещанная главным театром страны полная постановка «аутентичного» «Руслана и Людмилы», с концертного исполнения которой, помнится, столь вызывающе сбежал наш президент в компании с Валерием Гергиевым, не выдержав «аутентизма», предложенного постановщиками? Похоже, театр попытался поскорее забыть свой позор – но как забудешь, если осталось столько свидетелей сего выразительнейшего плевка в вечность, да и диск теперь некой западной фирмой выпущен в назидание потомкам.

А филармония, трудно расстающаяся с милым сердцу наследием прошлого, отметила юбилей Глинки в лучших советских традициях (они и вправду лучше – коммунисты ведь не жалели денег на классику, которая звучала на их похоронах). Пафосная музыкально-литературная композиция под титлом «Незнакомый Глинка» при полном аншлаге случилась в Зале Чайковского.

Партер по столь торжественному случаю был разобран – вместо него сидел плетневский РНО. На заднике сцены красовалась глинкинская усадьба в Новоспасском, прочее (мемориальный портрет справа и еще нечто для симметрии слева) обрамлялось для красоты искусственной флористикой вплоть до самой рампы. Нелегкая ноша сыграть нечто вроде собирательного образа Михаила Ивановича Глинки досталась Валерию Баринову из Малого театра – хоть и не похож он на нашего славного композитора, тем более с вечным микрофоном в руках, но что-то живое в чтении отрывков из дневников и писем проскакивало. В отсутствие своего вдохновителя и в руках Александра Сладковского Российский национальный оркестр играл в пределах санитарной нормы, без излишнего фанатизма, хотя возбуждение маэстро и размах его мануальной техники порой зашкаливали.

Важные, породистые и хорошо обученные солисты Большого театра (бас Михаил Казаков и тенор Роман Муравицкий) на фоне более затрапезных и хуже оплачиваемых филармонических певцов, конечно, пели с гораздо большим достоинством, но, честное слово, в последних (при всей их порой нафталинной нелепости, как, например, у Инны Полянской, при всех вокальных и интонационных грехах и манере бедных родственников) было хоть что-то трогательное, живое и человеческое, а не только вокал и павлинье самолюбование в глазах и повадках. Но романсы таки петь не можем! Выходим и бесчувственно докладываем, как на партсобрании. И ладно бы докладываем, так порой еще и ноты как следует выучить не можем (то, что на ходу творил в Молитве на стихи Лермонтова вышеупомянутый тенор-солист, никак не украшает финал юбилейного собрания).

С колоритным жестом «А вот и я» в сторону хора Минина, расслабленно застывшего на своих «козлах», явился народу всеобщий любимец и звезда Юрий Башмет – но романтически взволнованное Аллегро из Неоконченной альтовой сонаты Глинки, сыгранное по нотам (понятия в мире музыки меняются, точность становится вежливостью королей музыки), при всем фирменном и неизменном башметовском качестве особым порывом (хотя бы по случаю юбилея) не отличалось.

Парадоксально, но если бы не смежники из хореографического жанра (где музыка в принципе не на первом плане), тоска была бы полной. Большой балет со знанием дела изобразил краковяк из «Жизни за царя», а помолодевший на несколько поколений Ансамбль Игоря Моисеева задорно уложил зал на обе лопатки своей легендарной Арагонской хотой. По всем законам концертной драматургии этим убойным энергетичным номером и стоило, наверное, завершать гала, но авторы предпочли кончить за упокой (Молитва). Самое же парадоксальное, что в концерте под названием «Незнакомый Глинка» исполнялись исключительно самые что ни на есть шлягерные шлягеры, биографические моменты разглашались вполне известные. Но отчасти филармония права: если относиться к понятию «незнакомый» философически – те, кто не знал музыку Глинки до его юбилея, не узнают ее ни во время оного, ни после. А те, кто знает, в любой момент способны открыть в незнакомом Глинке новое. С днем рождения, дорогой Михаил Иванович!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
634
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
760
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
712
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
714

Другие новости