– Госпожа Грегори, в России многие танцовщики, выйдя на пенсию, влачат нищенское существование, а ничего, кроме как танцевать, эти люди не умеют. Опыт Америки может оказаться для нас полезным.
– Многие американские танцовщики перестают выступать в довольно молодом возрасте. Бывает, что им даже меньше тридцати лет. В отличие от вашей страны в Соединенных Штатах нет такого понятия, как балетная пенсия, – по достижении шестидесяти пяти лет артисты получают небольшие выплаты от балетного профсоюза. На эту сумму невозможно жить, к тому же существует зазор между возрастом, когда артисты прекращают танцевать, и возрастом, когда они могут получить деньги. Последние годы мы вместе с моим мужем-адвокатом добиваемся изменений, чтобы профсоюз согласился платить в момент окончания карьеры, а не в старости, и не гроши каждый месяц, а всю сумму сразу, чтобы можно было использовать эти деньги для устройства новой жизни.
Но проблемы решаются не сразу, а ассоциация «Перемена профессии» существует пятнадцать лет, и уже пять тысяч человек получили бесплатные услуги по трудовой адаптации. С помощью наших социальных работников (одна из них сама была клиенткой ассоциации, а еще раньше танцевала на Бродвее) мы консультируем людей, помогаем им определиться с выбором, проводим психологическое тестирование, а также выделяем стипендию для получения образования (вплоть до высшего) в любой отрасли.
– Все так просто?
– Не совсем. Переход к другой профессии связан с большим психологическим напряжением. Мы стараемся, чтобы перелом в жизни артиста прошел с максимальным комфортом. Когда танцовщики приходят к нам, они, как правило, очень нервничают. Один из способов обрести уверенность – наш ежегодный концерт «Танцовщики танцуют для танцовщиков». Начинающие бесплатно выступают для своих старших коллег, оставляющих балет. Молодежь не приходится уговаривать: эти девушки и юноши знают, что придет день, когда и они окажутся в таком же положении.
– Почему вы упомянули тридцать лет как возраст перемены профессии? Карьера балетного артиста может продолжаться до сорока и больше.
– Не всегда. У кого-то может быть серьезная травма, а некоторые артисты к тридцати годам понимают, что достигли предела профессиональной высоты. У нас многие начинают танцевать чуть ли не в пять лет, в восемнадцать они уже крепкие профессионалы. В принципе чем раньше ты перейдешь к другому делу, тем легче будет его освоить. Для этого необязательно бросать балет.
– Артисты каких балетных трупп обращаются в вашу организацию? Есть ли среди них звезды?
– Приходит много людей из Американского театра балета и «Нью-Йорк сити балле». Из знаменитостей к нам обращалась Мерил Эшли – одна из последних танцовщиц Баланчина. И Вирджиния Джонсон из балета Гарлема, теперь она главный редактор журнала.
– Как выглядит психологический тест для бывшего артиста балета?
– Артисты выбирают самые разные профессии – от адвоката и врача до няни и ландшафтного дизайнера. Но далеко не все знают, чего хотят. Для таких людей нужны психологические опросы. Это стандартные тесты для определения карьеры. Вы отвечаете на вопросы типа «любите ли вы бывать на свежем воздухе?», «нравится ли вам общаться с соседскими детьми?», «предпочитаете работать в одиночестве или в коллективе?». Совокупность ответов рисует картину вкусов и склонностей человека.
– Кто финансирует ваши программы?
– Много фондов и благотворительных организаций, частные лица. Суммы, которые мы можем предложить, небольшие: две – две с половиной тысячи долларов. Но этот «стартовый капитал» дает им возможность начать.