Юрий Купер. Без названия.
Репродукция предоставлена Центром современного искусства 'М'АРС'.
По большому счету экспозиция в Центре современного искусства «М’АРС» – всего вторая крупная выставка работ Юрия Купера в Москве. «Тем более приятно, – заявил художник на открытии, – что дом, где я родился, находится отсюда всего лишь в двух шагах, на проспекте Мира» («М’АРС» располагается в Пушкаревом переулке). Так уж сложилось: у Купера прошло более пятидесяти персональных выставок в престижных галереях мира – таких, как «Клод-Бернар, или «Ян-Кружье – Дитесхайм», однако в России лишь Пушкинский музей почти десять лет назад представил мэтра.
Юрий Купер родился в 1940 году; в 1963-м – окончил Московскую художественную академию. Некоторое время спустя эмигрировал в Израиль, оттуда перебрался в Лондон, затем в Париж. На Западе к нему пришла известность. И деньги. Кстати, Купер – один из немногих отечественных художников, цены на произведения которого стабильно высоки – отсюда и замок в Нормандии, и шикарная студия в Нью-Йорке. Коллекционеры признают: работы Купера великолепно смотрятся в интерьере. Кроме того, их охотно включают в свои собрания такие музеи, как «Метрополитен», Нью-Йоркский музей современного искусства, Токийский королевский музей Уэно.
Купер неоднократно (и, надо заметить, успешно) участвовал в различных дизайнерских проектах – оформлял афиши, книги, готовил декорации. Что до картин и принтов – здесь нельзя пройти мимо особого «свечения» его работ. Художник полагает: завораживающий эффект поверхности зависит от количества информации, то есть количества точек на квадратном сантиметре. Именно поэтому люди способны столь долго смотреть на старые фотографии, облака, древние стены. Этого позволяет добиться либо большое число лессировок, «забивание» холста, либо современная технология айрис-принта.
Порой Купер изображает самые обычные вещи – угольники, сундуки, терки┘ Но вся соль в том, что художнику в своих произведениях удается создать вокруг них ауру определенной сакральности, а отсюда возникает впечатление своеобразного перемещения материальных предметов в нематериальную среду. Точно так же и знаменитые куперовские тюльпаны: вроде бы это еще тюльпан (по крайней мере если верить своим глазам), но некое «шестое чувство» подсказывает – это уже не тюльпан и даже, вполне возможно, никогда им на самом деле не был. Поэтому, например, Большой театр и Исаакий (казалось бы, сколько раз их изображали художники?) в исполнении Купера несут в себе прежде всего метафизическую нагрузку.
Во многих работах Купера энергия сконцентрирована на каком-либо одном предмете, отдельном участке, тогда как из остального пространства она словно выкачана. Наверное, именно отсюда возникает странное ощущение тоски, полного оцепенения. Время словно остановилось.
Если к современному искусству вообще применимо такое понятие, как «качество», работы Купера – это весьма качественный арт. Безусловно, эта выставка в «М’АРСе» чрезвычайно важна для актуального художественного процесса в России. Купер – это интересно. И очень талантливо.