0
1827
Газета Культура Интернет-версия

13.04.2004 00:00:00

Гергиев с нами

Тэги: гергиев, пасха, фестиваль


гергиев, пасха, фестиваль Перед Международным Домом музыки в день открытия Пасхального фестиваля было шумно.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)

Праздник Светлого Воскресенья был отмечен в Первопрестольной не только крашеными яйцами, куличами, разговеньем и пасхальными звонами, но и началом Третьего Московского пасхального фестиваля. Подобные фестивали издавна проводятся в крупнейших культурных центрах мира – взять хотя бы Венский Фествохен или Зальцбургский пасхальный фестиваль, которым долгие годы руководил легендарный Караян. Москва присоединилась к этой традиции в 2002 году по инициативе мэра Лужкова и маэстро Гергиева. Особенность нынешнего фестиваля в том, что он, по сути, перестает быть московским, предпринимая свой первый шаг за МКАД, по направлению к России – насыщенная региональная программа предусматривает концерты и спектакли в девяти городах (Петербург, Вологда, Ярославль, Кострома, Нижний и Великий Новгород, Тверь, Владимир, Рязань).

Именно российский масштаб и международные перспективы фестиваля (при цементирующей роли Валерия Гергиева, осетина по национальности, гражданина мира по значению) подчеркнул в своей приветственной речи на церемонии открытия в Доме музыки Юрий Лужков. Благословение Патриарха Алексия II донес до зала архиепископ Истринский владыка Арсений. Свои несколько слов в предвосхищении музыки сказал и новый министр культуры и массовых коммуникаций Александр Соколов, посоветовавший мэру не убирать столь значимое слово, как "московский", из названия фестиваля.

Гергиев по-прежнему первый и все успевает. Завершив 7 апреля серию премьерных "Саломей" в нью-йоркской "Метрополитен-опера", он успел примчаться в родную Мариинку, чтобы 10 апреля выпустить премьеру оперы Шостаковича "Нос" (режиссер Юрий Александров, художник Зиновий Марголин), ставшую своеобразной прелюдией к московскому официальному открытию 11 апреля, которым маэстро продирижировал без какого бы то ни было налета усталости от своего убийственного графика и бездн самой разной, порой взаимоисключающей музыки. Ведомый им к вершинам совершенства мариинский оркестр в который раз показал себя не только безотказно действующим механизмом, но и вполне одухотворенной субстанцией, способной будить и чувства, и мысли. Отказав публике в бисах, Валерий Абисалович, однако, не смог уйти просто так – в своей импровизированной речи (с неизменным "Меня слышно?") он отдал ответную дань Юрию Михайловичу, который, надо отдать ему должное, честно отсидел весь некороткий концерт в своем пятом ряду почета.

Программа Третьего пасхального сконцентрирована на сей раз вокруг музыки Сергея Прокофьева, 50-летие смерти которого – в один день со Сталиным – отмечалось год назад. Фестиваль войдет в историю тем, что на нем целиком будет исполнен весь цикл семи прокофьевских симфоний (причем Пятую и Седьмую в Москве не услышат, это будет в региональной программе). Начали по хронологии с Первой ("Классической") с ее знаменитым Гавотом. Удивительно, как по-гайдновски гармонично и беззаботно чувствовал себя 26-летний творец накануне апокалипсиса 1917 года. Естественно, что в гергиевской трактовке за ажурным фасадом рококо проступают иные, не столь светлые страсти, а в скерцозных формулах слышится трагифарсовая рефлексия травмированного ХХ века. Как истинный герой своего времени, Гергиев умеет перекинуть мост из прошлого в будущее, в ХХI век, потому-то его интерпретации так актуальны и сиюминутны, что выражают не только эпоху и внутреннее состояние композитора, но и конкретное мироощущение момента, в котором живем мы с вами.

Больших исполнительских имен на нынешнем фестивале совсем немного – кроме Гергиева по большому счету это, пожалуй, только Виктория Муллова, хотя, судя по всему, надлежит добавить дирижера-аутентиста из Бельгии Филиппа Херрвега, а также пианистов Владимира Фельцмана и Александра Торадзе. Взамен уставший возвращать России тех, кто возвращаться не особо-то и хочет, Гергиев решил показать других молодых с Запада и Востока – ничуть не хуже "бывших наших". Кроме греческого скрипача Леонидаса Кавакоса, который вдохновенно солировал на открытии в Концерте Сибелиуса, это китайский пианист Ланг Ланг, который сыграет завтра. Появлением музыки финна Сибелиуса и (в дальнейших концертах) Равеля, испытавших влияние русской музы, фестиваль тоже обязан Прокофьеву. Именно фигура Прокофьева, русского в своей сути, но европейца по духу, дала новый ракурс в построении афиши – отечественная классика в контексте европейской культуры. Завершала первый вечер Пасхального Вторая симфония Рахманинова, в которой вышедший из длительной депрессии композитор на века явил свою мощь в полной силе.

Второй акцент – "Дни Баха", своеобразный фестиваль в фестивале. Удачное обретение, ибо Бах – наше все, к нему, как к мерилу высшей истины, восходит вся музыка без различия каст и стран. Свой третий акцент Третий пасхальный делает на хоровом искусстве – такого разнообразия (по географии и стилям музыки) пока еще не было. Камерный хор Владимира Минина представит российскую премьеру сочинения Гии Канчели Little Imber, советуют также не пропустить женский хор "Мистерия болгарских голосов" и Северо-Осетинский филармонический хор из Владикавказа. Из оперной части Москва услышит только концертный вариант "Чародейки". Остальное отдано России: в Костроме споют "Жизнь за царя", в Нижнем сыграют "Ариадну на Наксосе" Р.Штрауса и под занавес дадут в Петербурге, в родных пенатах, долгожданную премьеру "Снегурочки" в постановке Александра Галибина, Георгия Цыпина и, конечно, Валерия Гергиева.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
641
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
931
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
738
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
899

Другие новости