Премии «Бенуа де ла данс» исполнилось 12 лет, отчего ее организаторы (Минкульт и центр «Бенуа») намерены развиваться в новых направлениях. На пресс-конференции было объявлено, что ежегодная балетная награда, вручаемая лучшим хореографам и исполнителям сезона, преобразована в балетный фестиваль. Для зрителей это означает, что на сцене Большого театра пройдет не один, а два балетных концерта. В первом, 27 апреля, покажутся номинанты этого сезона, на следующий день выступят призеры прошлых лет.
Порядок выдвижения и присуждения наград в «Бенуа» отработан железно. Сначала под эгидой бессменного председателя Юрия Григоровича формируется международное жюри из известных деятелей хореографии. Потом каждый член жюри (часто худрук какой-нибудь балетной труппы) выдвигает кого хочет: балерину, танцовщика или спектакль. Это могут быть (и регулярно бывают) «свои» солисты, а то и хореограф из «своей» труппы или «своего» города, как, например, получилось с Шанхаем: в жюри этого года входит глава тамошнего балета Синь Лили, а в списки номинантов – хореограф спектакля «Прощай, моя наложница» Чжао Мин и исполнители главных партий в том же спектакле. Но не менее часто среди номинантов появляются «варяги»: хотя узнать, кто кого в жюри выдвинул на премию, журналистам который год не удается, можно предположить, что, к примеру, увидел глава балета Ла Скала Фредерик Оливьери балет «Смерть в Венеции» – и восхитился. Или, возможно, заглянул Юрий Григорович на спектакль никому в России не известной питерской гастрольной труппы Константина Тачкина, загляделся на приму коллектива Ирину Колесникову в партии Китри из «Дон Кихота» – и понял, что без этой номинантки призу «Бенуа» не обойтись. А может, это член жюри Алла Осипенко, бывшая прима Кировского (Мариинского) театра, не упустила из вида землячку. Не исключено, что Синтия Грегори, экс-звезда Американского театра балета, хлопотала за своего соотечественника, хореографа Марка Морриса: этот крупный современный мастер номинирован аж за три постановки. А Тед Брандсен (худрук Национального балета Нидерландов) не смог остаться равнодушным к балету «Выход из игры», поставленному хореографом Полем Лайтфутом в Нидерландском театре танца. Артистический советник проекта «Европа танцует» Элен Трайлин из Франции вполне могла выдвинуть балет «Создания Прометея», созданный Тьерри Маланденом из Балета Биаррица. Самая загадочная фигура в жюри – это швед Матс Скуг, глава Английского национального балета. Шведов среди хореографов-номинантов нет, так что остается предположить: ему понравился или балет «Ведьмино проклятье» в труппе Нешвилла (США) или – чем черт не шутит! – постановка «Счастливые дни» нашего земляка Алексея Кононова, бывшего режиссера в театре Виктюка.
Среди артисток, оспаривающих звание «Лучшая балерина приза «Бенуа», – примы Ковент-Гардена Алина Кожокару (роль Золушки в одноименном балете Фредерика Аштона) и Тамара Рохо (Джульетта в шекспировском опусе Кеннета Макмиллана), эстонка с международной карьерой Агнес Окс, Дженни Саможи из «Нью-Йорк сити балле» (за «Тему с вариациями» Джорджа Баланчина) и прима балета Ла Скала Алессандра Ферри (тот же хореограф, спектакль «Сон в летнюю ночь»). В списке номинированных танцовщиков – солист Парижской оперы Лоран Илер (за балет Мориса Бежара «Песни странствующего подмастерья»), Гель Ламбиотт (Хозе из «Кармен» в Голландском национальном балете), Антон Луковкин (Ромео в спектакле «Счастливые дни»), эстонец Томас Эдур с современным балетом «Двое», Ллойд Риггинс, звезда Балета Франкфурта (за роль в постановке Джона Ноймайера «Смерть в Венеции») и Дэвид Холберг из АВТ – за исполнение все того же Баланчина. Списки, конечно, внушительные. Но кто из номинантов реально выступит в Большом театре, точно сказать нельзя: вроде бы все претенденты хотят приехать, но не все смогут. Что до хореографов, то здесь придется довериться жюри: судьи «Бенуа» в отличие от московских критиков видели постановки кандидатов на приз если не «живьем», то на видео. На церемонии «Бенуа» объявят и лауреата почетной номинации «За жизнь в искусстве»: на это звание претендуют четыре балетных мэтра, но их имена не разглашаются – мол, негоже волновать солидных людей.
На вопрос, будет ли участвовать в московских концертах былая лауреатка «Бенуа» Анастасия Волочкова, организаторы ответили обтекаемо: «пока не планируется». Слово «пока» возникает не случайно: на недавних концертах «Бенуа» в Лондоне Волочкова тоже не планировалась, ее имени не было в афише. Но на сцене танцовщица появилась, в очередной раз продемонстрировав отличное умение устраивать свои дела. При хорошем раскладе у Насти был шанс громко крикнуть: такой-сякой Большой театр меня не ценит, а культурная Англия – наоборот. Но британские критики не оценили настойчивость балерины. Суть написанного в лондонских газетах можно свести к идее: не в том дело, толстая Волочкова или не толстая, а в том, что танец у нее «глянцевый и бездушный».