Ортодоксальные музыковеды, падайте в обморок – в рамках Всемирного дня поэзии состоялась поэтическая читка-презентация оратории "Жизнь" на музыку Пятой симфонии П.И. Чайковского (название принадлежит питерскому композитору Борису Филановскому и отсылает к неосуществленному замыслу программной симфонии "Жизнь", которую Чайковский собирался писать после Пятой симфонии, но оставил незавершенной). В полном виде, с симфоническим оркестром, хором и солистами (дирижировать будет Дмитрий Лисс) очередной смелый проект Петра Поспелова увидит свет Божий в мае в Екатеринбургской филармонии. Для чего композитор Владимир Николаев, участник таких поспеловских проектов, как "Страсти по Матфею-2000" и "Царь Демьян", чтобы лучше приспособить инструментальную симфонию для полифонического хорового пения, вступил в прямой диалог с Чайковским. Впрочем, судить о конечном результате еще рано, он в процессе дозревания. А пока что вербальную часть симфонии (грубо говоря, текст либретто), как мог, прочитал-пропел-проинтонировал для узкого богемного круга поэтов и поэтесс нашего века кандидат филологических наук, автор учебника по истории русской литературы для поступающих в МГУ Павел Лион, более известный в концептуалистских кругах как поэт-шансонье и автор направлений "интеллектуальный шансон" и "новая песенность" Псой Короленко.
Пятая симфония Чайковского, стоящая в одном ряду с шедеврами отечественного романа и живописи, развивает самые насущные темы русского духа и сознания: Бог и совесть, личность и народ, предначертания судьбы и экзистенциальный выбор, постижение смысла жизни и таинство смерти. И каждое новое время услышит в Чайковском свое. Надо только прочистить уши – партитура настолько заиграна-запилена, настолько прочно сидит в бытовом сознании, что буквально стала частью масскультуры. Разгадывая тайнопись симфонии, участники коллективного проекта захотели, чтобы бессловесная Пятая заговорила, пропустив через себя тексты разных времен и народов – от библейской "Песни песней" до песен из мультиков наших дней. Так партитура Чайковского, сохранив исконный ритмический рисунок и интонацию, перевоплотилась в футуристическом слоге Псоя Короленко.
Самый высокий символический ряд оратории восходит к апокалиптическому "Ныне, ныне, скоро, скоро" и литургическому "Двери, двери" – архаические тексты получают вполне современный перепев. Во всяком случае, музыкальному чутью и ритмической хватке Короленко, как и его тонкому чувству юмора, приходится отдать должное. Ну как не улыбнуться, когда после вариаций на тему еврейско-арамейского восклицания Иисуса, в этом абсурдистском коллаже проскакивают легко опознаваемые цитаты. Чайковский оказался настолько глубже и шире, чем можно было предположить, что смог вместить в себя и "Что тебе снится, крейсер "Аврора", и "Крылатые качели", и "Ну-ка все вместе" из "Бременских музыкантов", и Пушкина, и лермонтовские "Горные вершины", и бардовское "Солнышко лесное", и культовую рок-группу "АукцЫон". Может ли все это быть на самом деле? Каждый решает сам в меру своей интеллектуальной испорченности.