0
1054
Газета Культура Интернет-версия

20.02.2004 00:00:00

Рубенса – в село, «Тату» – на мыло

Тэги: минкультуры, швыдкой, коллегия


В Министерстве культуры провели открытую коллегию. Она была посвящена итогам года для российской культуры вообще и ее Министерства в частности, а также «задачам отрасли в 2004 году». В 2003 году министерство получило из федерального бюджета 16,6 миллиарда рублей, на 2004 год предусмотрены расходы (из того же источника) на сумму 18,1 миллиарда рублей, а нужно много и много больше. Чтобы привлечь журналистов к этой информации, им впервые показали картину Рубенса, недавно ввезенную в Россию. Шахназаров, Иксанов, Пиотровский и многие другие достойные люди также украсили почтенное собрание. В роли свадебного генерала выступала Галина Николаевна Карелова, заместитель председателя правительства РФ.

 

Союз культуры и денег

 

«Было предложение коллегию провести минут за 20. Постоять рядом с Рубенсом и разойтись», – так весело начал Михаил Швыдкой заседание. Да, Рубенс стоил того, чтобы прийти в Китайгородский проезд, где расположено министерское здание. Картину приобрел в Западной Европе в 2002 году коллекционер Владимир Логвиненко. 1 января 2003 года вступили в силу новые налоговые правила. И 19 января Логвиненко ввез свой шедевр в Россию. Теперь эта большая доска в пышной раме была показана избранным зрителям – в предбаннике перед залом заседаний Минкульта. Видимо, как главное достижение Министерства за год.

Логвиненко стал известен широкой публике недавно. После международного скандала вокруг трофейной картины Рубенса «Тарквиний и Лукреция», которая также принадлежит ему. Большая (152х124 см) доска под названием «Союз Воды и Земли» была выполнена (по информации из пресс-релиза) около 1615 года. То есть, если верить этой информации, раньше, чем знаменитая картина с почти одноименным названием ("Союз Земли и Воды", около 1618, 222,5х180,5 см), хранящаяся в Государственном Эрмитаже. Эрмитажный Рубенс почти идентичен новоприобретенному Логвиненко (за исключением размера и некоторых второстепенных деталей). Специалисты пока отказываются подробно комментировать приобретение Логвиненко. Для широкой публики доска будет впервые представлена в Эрмитаже в марте. Потом ее точно покажут в Пушкинском музее в Москве. Потом... а почему бы не в Сибири? Ведь Эрмитаж уже в течение двух лет возит по тамошним музеям свои работы.

Страховочная стоимость «Союза Воды и Земли» около 20 миллионов долларов. А самая дорогая из когда-либо проданных картин Рубенса «Избиение младенцев» (142х182 см) была приобретена канадским коллекционером лордом Томсоном за 76,7 миллиона долларов. 10 июля 2002 года лорд купил своего Рубенса на аукционе Сотбиc. «Избиение младенцев» – очень сложная экспрессивная многофигурная композиция. «Союз Воды и Земли» – гораздо проще по исполнению, в нем меньше фигур, это первая (?) авторская (?) версия давно знаменитого рубенсовского сюжета. Но бюрократическое заседание коллегии Минкульта, которое последовало за осмотром картины, все равно было бы невыносимо скучным, если бы не депутат Кобзон, который буквально разбудил зал...

 

Болезнь ухо-глаз

 

Главным сюрпризом на коллегии стал приезд «мэрских» и «думских». То есть вице-мэра Москвы Людмилы Швецовой (вместе с ее начальником комитета по культуре Худяковым) и депутата Иосифа Кобзона, председателя комитета по культуре в новой Госдуме.

Ведущий программы (точнее, коллегии) Михаил Швыдкой говорил убедительно, с телевизионным напором. Он отчитывался об успехах и рассказывал о проблемах. Временами даже ярко: «Чтобы сел на сцену симфонический оркестр, нужно, чтобы десять тысяч человек пошли в музыкальные школы» («При чем тут Министерство культуры!» – громко прошептала на этих словах чиновная дама в красном). Высокое собрание оживилось дважды – когда министр культуры говорил о нациях и о деньгах.

«На русском Севере сохранен генотип русской нации и русской культуры», – сказал Швыдкой словами то ли Василия Белова, то ли Валентина Распутина. И продолжил словами Ильи Глазунова – что-то о вредном влиянии «южных миграций», которое русского Севера не коснулось. Зал оживленно закхекал (что в этот момент все подумали – трудно себе даже представить), и министр сразу пояснил, что речь идет о временах стародавних, «татаро-монгольском иге». Но, видно, вовремя вспомнив о том, что в зале есть и татары, сразу вслед за этим Швыдкой заявил о господдержке культуры тюркских, угро-финских и монгольских народов России.

Вслед за Швыдким выступал Пиотровский. За ним – Зорин. Поддержать родную тему хотелось, поэтому министр по делам национальностей заявил, что «за всю историю нашей страны мы не потеряли ни одного народа», и даже наоборот – приобрели. По новой переписи.

...И тут Кобзон дал жару! «Сейчас о любимом будет рассказывать!» – прошептал один из северных культурных начальников. Кобзон с солдатской прямотой заявил Швыдкому: «Я вашему предшественнику посвятил романс «Нищие» Алябьева. Он обиделся. Я сказал: «А чего вы обижаетесь?» Потом Кобзон рассказал бородатый еврейский анекдот про «болезнь ухо-глаз»: «То, что я слышу, того я не вижу. Сельские клубы все закрыты. Филармонии влачат жалкое существование». Швыдкой забеспокоился. И напрасно.

Иосиф Кобзон перешел «на любимое». То есть пожаловался собравшимся на телевидение, которое не пропускает юные таланты. Рассказал о своих (телевизионных) распрях со Швыдким. И – главное – депутат сообщил, сколько стоит концерт «Тату». («Пришел их продюсер так называемый Шаповалов Ваня, такого уличного типа мальчонка», и заявил: «Наше выступление стоит двести тысяч долларов».) После этого Кобзон прямо перешел к «духовности», то есть к своему концерту в Киеве в компании «нафталинных артистов», которые стоят больше «ежеминутных звезд». Певец похвалил «героическое» министерство и лично министра за то, что он спас единственный в России музыкальный коллектив гусляров. Вскоре под шиканье зала Кобзон отошел наконец от микрофона. От волнения он даже забыл на трибуне очки.

И министр начал оправдываться перед депутатом. «Я очень, – тут Швыдкой выразительно хмыкнул, – признателен вам за готовность сотрудничать с Министерством культуры». После этого Швыдкой рассказал о том, что «все клубы Пензенской области сегодня под крышей, в тепле», в Новосибирской филармонии все хорошо, а Еврейской автономной области с филармонией помогут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
366
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
406
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
581
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
492

Другие новости