0
1104
Газета Культура Интернет-версия

11.02.2004 00:00:00

Немцы в Москве

Тэги: зандерлинг, концерт, москва


зандерлинг, концерт, москва Маэстро Зандерлинг ведет Национальный филармонический оркестр к совершенству.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Национальный филармонический оркестр России – второй после театра "Новая опера" пример в музыкальном мире, когда власть (государство, город – не важно) создает творческое новообразование под конкретную уникальную личность. И в том и в другом случае личностью этой были дирижеры. Евгения Колобова уже нет на свете, Владимир Спиваков – на коне. Его новый коллектив (аббревиатура еще не устоялась – пишут и НФО, и НФОР) постепенно набирает обороты: пропорционально количеству выступлений растет и качество сыгранности оркестра, улучшаются его тембральные и ансамблевые параметры, больше убеждает общее художественное целое в играемых произведениях. Ощутимый даже невооруженным глазом рывок оркестру удалось совершить в работе с немецким маэстро Томасом Зандерлингом, сыном своего знаменитого отца Курта Зандерлинга, накрепко связанного своей биографией с Россией.

Судьба отца, много сделавшего для расцвета исполнительской культуры на советском радио и одно время занимавшего пост дирижера Ленинградской филармонии, хотя и достойна отдельного разговора, но в принципе известна лучше, чем судьба сына. Музыкальное становление Томаса началось в Петербурге, в школе при Ленинградской консерватории. Все в том же городе на Неве состоялась встреча Зандерлинга с Шостаковичем, который, услышав молодого дирижера с Госоркестром, предложил ему первое исполнение своих Тринадцатой и Четырнадцатой симфоний в Германии. В дальнейшем мы видим Томаса Зандерлинга в ассистентах у Бернстайна и Караяна и потом уже состоявшимся "маэстро-солистом", в копилке которого выступления со многими ведущими коллективами мира. Благодаря Владимиру Федосееву в последние годы Томас Зандерлинг был нередким гостем БСО, в частности с авторитетными малеровскими трактовками. А в конце прошлого октября, когда Леонард Слаткин отменил свою гастроль в РНО, маэстро Зандерлинг благородно заменил коллегу, не дав сорваться заранее разрекламированному концерту. И еще одно событие прошлого года – Томас Зандерлинг вступил в должность главного приглашенного дирижера спиваковского оркестра. Так что все только начинается.

Строгая монографическая программа, состоявшая исключительно из Брамса, неофициально открывала в Доме музыки культурную программу начинающегося в России Года Германии. Никакими особо крутыми общественно-политическими випами публика не блистала, но зато наполовину, если не больше, состояла из узнаваемых лиц музыкальной жизни – любовь к Брамсу до сих пор остается одним из ключевых вопросов творческой интеллигенции. Приятно также, что треть пейзажа составляли молодые лица обоего пола. По установившейся традиции начали с опозданием в полчаса, но радость общения с величественной музыкой в великолепном исполнении затмила все тяготы ожидания.

Программа, конечно, была составлена заранее, но кто знал, что ей суждено будет стать трагической и торжественной заупокойной мессой по убитым в чреве московского метро 6 февраля. Брамс с его сумрачной грустью оказался в тот момент на редкость вовремя. Траурное настроение, подспудно витавшее в зале, придавало Трагической увертюре удвоенный заряд трагизма. Но как мощный источник света и веры прозвучала, завершая короткое первое отделение, Академическая праздничная увертюра. Сыграно это было в полном соответствии с замыслом Брамса – академично, чисто и стройно, в лучших немецких традициях.

Если что и звучит в Москве действительно редко, так это Немецкий реквием. И немудрено. Одну из главных святынь, если не Библию немецкой музыки, нельзя исполнять походя – музыкальная совесть не велит. А исполнить хорошо эту грандиозную ораториально-симфоническую фреску с грандиозной хоровой полифонией очень трудно. Кажется, что под управлением Томаса Зандерлинга это получилось, хотя и с некоторыми оговорками.

Свежий хор Свешниковской академии под управлением Виктора Попова давно не новичок в подобного рода проектах и в Брамсе показал свои лучшие стороны, однако в высокой тесситуре, особенно у низкой мужской группы, был очевиден нажим. Несколько менее – и отнюдь не по вокальным, а скорее по своим внутренним свойствам – подходили для пения слов из Священного Писания солисты, сопрано и баритон.

Все знают запах тяжелых, душных духов – именно его, образно выражаясь, а также ядовито-знойную эротику Клеопатры принесла с собой на сцену мариинская дива Татьяна Павловская, певшая в то же самое время удивительно пластичным, гибким и вполне европейским звуком. Этими же вокальными свойствами, помимо прекрасной выучки и культуры, был отмечен и дебютант больших концертных залов Василий Ладюк, но его ученическая зажатость слишком уж сильно контрастировала с полной раскрепощенностью партнерши, а вместе оба певца – с возвышенным смыслом произведения. Тем не менее скажем спасибо не только Брамсу, но и Томасу Зандерлингу с НФО – в светском калейдоскопе более или менее значимых концертов они напомнили нам о том, что "душа обязана трудиться".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
595
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
864
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
683
Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Местное самоуправление постепенно унифицируют везде

Дарья Гармоненко

В Хакасии муниципальная реформа уже встроена в политический конфликт

0
839

Другие новости