0
15654
Газета Культура Интернет-версия

03.02.2004 00:00:00

Вторая жена Максима Венгерова

Тэги: венгеров, скрипка, концерт, москва


венгеров, скрипка, концерт, москва Максим Венгеров очень страстен со своей 'второй женой' – скрипкой.
Фото ИТАР-ТАСС

-Максим, я с интересом смотрел, как таможенница рассматривала вашу скрипку, измеряя ее талию, в профиль, в фас. Насколько это обычная процедура при пересечении границы?

– На Западе не так все строго, там просто берешь скрипку и идешь через границу. Но в России свои таможенные правила, правильно ведется учет. И такие инструменты, как мой – Страдивари, когда ввозятся, нужно точно заполнить все детали об этом инструменте, чтобы не было никаких проблем на выезде.

– Это ваш инструмент или вы его арендуете на какое-то время?

– К счастью, это мой инструмент. Я его счастливый владелец с 1998 года.

– А как вообще у скрипача происходит поиск «своего» инструмента? Или это счастливый случай, что достается тот или иной Страдивари или Гварнери?

– Инструмент для скрипача – это как вторая жена. Так что у меня еще первой нет, но вторая уже есть. Я очень счастлив. Нужно найти всегда взаимопонимание и радость общения вместе с инструментом. Мы друг другу служим и служим, конечно же, музыке.

– Бывает, что вы чувствуете какой-то момент усталости инструмента, что он не хочет работать?

– Я никогда не забуду, когда я прилетел в Японию (это было в июле). Как вы знаете, 14 часов полета в самолете – очень сухо. Когда я прилетел в Японию, на следующий день у меня был концерт, и инструмент просто не хотел играть, просто отказался. Видимо, произошла маленькая деформация деки. Инструмент мой очень реагирует на погодные условия, потому что ему уже почти 300 лет. И когда я прилет в Японию, он просто сказал: я не хочу здесь играть, зачем ты меня сюда привез. После первого отделения мама, видимо, слышала через что я прохожу, взяла Страдивари и начала просто с ним говорить, начала шептаться с ним. И произошло чудо – во втором отделении инструмент звучал божественно.

– Есть ли какие-то люди, с которыми вы предполагаете обязательно встретиться в Москве в этот свой приезд?

– Конечно, я счастлив приехать в Москву. Ведь это мой первый сольный концерт с 12 лет. Последний свой сольный концерт я дал в 12 лет. Сейчас мне 29. Я приехал вновь в Москву сыграть здесь с замечательным музыкантом из Турции Фазилем Сайем. Я очень рад не только музыкальному событию, что я приезжаю, но я увижу своих близких, дорогих друзей, своего друга детства Стаса, с которым мы виделись последний раз, когда нам было по 12 лет. Я встречусь тут также с моей первой, неповторимой учительницей Галиной Степановной Турчаниновой. Мстислав Леопольдович Ростропович просил меня позвонить 2-го числа, когда он прилетит сюда в Москву. Я должен сказать, что я ему невероятно благодарен. Не только за то, что он на протяжении уже 11 лет поддерживает мое музыкальное становление и является моим партнером с музыке. Мы записали с ним 6 дисков с разными западными оркестрами. В прошлом году он предложил мне просто пожить у него на квартире в Москве месяц.

– А то, что вы начали заниматься дирижированием, – это общая традиция и тенденция сегодня, когда солисты-исполнители встают за дирижерский путь, или же это тот же пример Ростроповича?

– Конечно, примеров множество, как Ростропович, Башмет, Спиваков и т.д. Но моей задачей не являлось перерасти из скрипача в дирижера. Я должен сказать, что мама моя, когда мне было 5 лет, хотела, чтобы я стал дирижером в первую очередь. Но папа сказал, пускай он играет на каком-нибудь инструменте. Я выбрал скрипку. О дирижировании не задумывался до 23 лет. Но когда мне представилась колоссальная возможность поучиться у замечательного музыканта, последнего ученика Ильи Мусина, Вага Папяна. Ваг Папян был моим учителем по дирижированию два с половиной года, с тех пор я просто в лабораторном смысле этого слова исследовал дирижирование. Мне просто было интересно поговорить с дирижерами на одном языке. Мне это очень многое дало в музыке. Я сейчас совершенно по-другому вижу музыку и себя в музыке.

– Даже у великих шахматистов, которые становятся чемпионами мира, все равно есть команда тренеров. А вас есть какая-то команда, которая вас продолжает «тренировать»?

– Я сам себе тренер. Дело в том, что скрипка не только требует предельной отработки деталей, скрипка очень капризный инструмент. Это, может быть, один из самых неудобных инструментов для человеческого тела. Скрипка требует невероятной самостоятельности и вслушивания в каждый звук, продумывания каждой детали. Поэтому тренеры будут просто излишни для меня. Лучше всего просто послушать собственную запись, поиграть перед зеркалом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Украинские военные увеличили нефтяные доходы России

Украинские военные увеличили нефтяные доходы России

Михаил Сергеев

Решение о запрете экспорта бензина перенесли на 20 февраля

0
1286
Адвокатуре обещают монополию на судебное представительство

Адвокатуре обещают монополию на судебное представительство

Екатерина Трифонова

Власти пребывают в законодательных раздумьях, корпорация опасается резкого расширения

0
1061
КПРФ не отказывается от претензий на роль партии власти

КПРФ не отказывается от претензий на роль партии власти

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Руководство левых поддерживает "хороших бояр" и требует отставки "плохих"

0
1062
Рособрнадзор введет оценку "удовлетворительно" для детей мигрантов

Рособрнадзор введет оценку "удовлетворительно" для детей мигрантов

0
747

Другие новости