«Гвоздь сезона» – премия молодая, в понедельник ее вручали во второй раз. И впервые – в открывшемся полгода назад Культурном центре Союза театральных деятелей на Страстном, ставшем сегодня «свободной площадкой» для спектаклей молодых экспериментаторов: скажем, среди нынешних лауреатов оказался спектакль Виктора Рыжакова и Ивана Вырыпаева «Кислород», нашедший здесь пристанище.
Процесс выбора лауреата новой премии сложен и проходит в три этапа: сначала члены экспертного совета, в который в этот раз пригласили и театрального обозревателя «НГ», из числа всех столичных премьер составляют «короткий список». На втором этапе этот список предлагают оценить всем членам Союза театральных деятелей (СТД). Лучшего из лучших – единственного лауреата премии – выбирает на своем заседании секретариат СТД.
Понедельничная церемония могла бы, пожалуй, посоревноваться на звание лучшей в своей «номинации»: вел ее Александр Калягин, председатель театрального союза, а в перерывах между его официальными вкраплениями, когда каждый из тех, кто вошел в короткий список, получал соответствующий диплом и прозрачную «статуэтку» гвоздя, на сцену выходили студенты Российской академии театрального искусства со своим капустником: вечный сюжет о Моцарте и Сальери (в чуть более молодом описании Александра Сергеевича Пушкина) играли так, как могли бы изобразить эти страсти наши знаменитые режиссеры и одинокие гении: Владимир Мирзоев, Роман Виктюк, Кирилл Серебренников, Юрий Погребничко, Евгений Гришковец и Петр Мамонов. Особенно забавно выходило, когда очередной парафраз следовал сразу же за выходом лауреата, – пародию на театр Около дома Станиславского сыграли сразу же после того, как соответствующий «гвоздь» выдали Юрию Погребничко. На удивление, это было очень смешно. И очень талантливо. Михаил Левитин, которого пародией обошли, но премию тем не менее дали (за «Анатомический театр инженера Евно Азефа»), дал ей короткую, но емкую характеристику: «Премия – как спектакли театра «Эрмитаж»: простая, как гвоздь».
Сама же церемония носила, можно сказать, домашний характер: театральные деятели, как обычно, проявили некоторую безалаберность, то есть одни знаменитые и великие дисциплинированно пришли (за «геликоновскую» премьеру «Средство Макропулоса» премию получал Геннадий Рождественский), другие – отсутствовали (никто не вышел получить «Гвоздь сезона», выписанный за спектакль «Копенгаген» во МХАТе имени Чехова; Нина Чусова, которая до того появилась на «Триумфе», до Культурного центра СТД уже не доехала, хотя «Современнику» и ей лично полагался «Гвоздь сезона» за спектакль «Мамапапасынсобака», который играли в этот вечер).
Под занавес Калягин объявил имя единственного – главного – лауреата: «за чистоту звучания Островского на сцене» премию отдали Малому театру за спектакль Сергея Женовача «Правда – хорошо, а счастье лучше». Надо сказать, что решение секретариата СТД совпало с выбором критиков (редчайший случай!): несмотря на разницу вкусов, эстетических и политических предпочтений, лидером прошлого сезона стал спектакль Малого.
Свой личный председательский приз Александр Калягин отдал Петру Фоменко, который, к сожалению, не смог приехать на церемонию по состоянию здоровья, но и «фигурку» гвоздя, диплом, конверт и даже дружные аплодисменты директор «Мастерской Петра Фоменко» пообещал передать Мастеру.