«Необходимо чинить старые корабли – опираться на то, что уже сделано» – Игорь Стравинский применял формулировку собственного сочинения к музыке. Она же вполне созвучна концепции ежегодного фестиваля архивного кино «Белые Столбы». Реанимация фильмов прошлого века в сознании современного зрителя состоится в восьмой раз.
Как всегда, программа фестиваля выстроена на рубриках «Великие столетия» (а также акценты на менее помпезных годовщинах), «In memoriam», «Конфронтация», и не только. В нынешнем году отмечается столетний юбилей Сергея Юткевича, Сальвадора Дали, Бориса Бабочкина, Жана Габена, Кристиан-Жака и Теренса Фишера.
Навсегда оставшийся в памяти «Чапаевым» будет представлен его единственной режиссерской работой – «Мертвой петлей». Дебют Бабочкина-режиссера состоялся в 1941 году и совпал с вручением Государственной премии за легендарную роль. Юбилей «человека и парохода» от кинематографии Юткевича отметит фильм «Свет над Россией» 1946 года.
В честь столетия художника – видеофильм с сюрреалистичным названием «Владимир Хотиненко и фильм «Андалузский пес» Луиса Бунюэля». В ленте последнего Дали выступил соавтором сценария и актером. Также в рубрике чествований малоизвестные фильмы с участием Габена, «Потерянные сувениры» Кристиан-Жака и «Проклятие Франкенштейна» Фишера.
Основная тема фестиваля нынешнего года – кинематограф Восточной Европы. Популярная в прошлом альтернатива советскому кино – фильмы Польши, Венгрии, ГДР, Чехословакии – например, картина еще чешского периода творчества Милоша Формана «Гори, моя барышня».
Подобран специальный материал к 90-летию начала Первой мировой и 65-летию начала Второй мировой войн. К 60-летию гибели Эрнста Тельмана – кадры хроники и фильм Курта Метцига «Эрнст Тельман – сын своего класса».
В этом году рубрика «In memoriam» вспоминает фильмами еще недавних участников фестиваля – Леонида Филатова и Евгения Матвеева. А также Элема Климова и Грегори Пека.
«Все фильмы рождаются свободными и равными – а значит имеют право на внимание». С таким рефреном «Белые Столбы» продолжают актуализировать прошлое – залог будущего. Ведь старое кино настолько хорошо вытеснено из памяти современными блокбастерами, что еще чуть-чуть – и оно превратится в новое.