Выставка "От Ленинграда к Санкт-Петербургу: 25 лет искусства", приуроченная к 300-летию Петербурга, открыта в Художественном музее Челси. Всем известно, когда открылся, где состоялся и чем завершился вернисаж Питерского 300-летия. Один из вариантов его "финиссажа", организованный силами Художественного фонда Колодзей, проходит сейчас в Нью-Йорке. Это выставка питерского искусства, от доперестроечного прошлого до послеакадемического настоящего.
Выставка в Нью-Йорке экспонирована как взгляд коллекционера на питерское искусство. Она не расставляет четких акцентов, а делает временной срез периода в 25 лет. Начинаясь с полуабстрактного нонконформистского формотворчества конца семидесятых, экспозиция продолжается умеренным сезаннизмом стерлиговской школы и плавно переходит к представителям Новой академии и других, более современных течений. Хронологический венец выставки - видеопрограмма от митьков до некрореалистов.
Из патриархов нонконформизма прекрасно смотрится Шемякин, представленный подборкой своих карнавально сюрреалистических работ. Его "метафизический синтез" отлично стареет и успешно покрывается патиной времени, выигрывая практически любое сопоставление.
Удачный шаг - включение в основную экспозицию работы Алины и Джефа Блюмис. Эта видеоабстракция посвящена богемному философу Кузьминскому, известному нью-йоркской диаспоре своими бесконечными рассуждениями о добре, зле, искусстве, таинственной русской душе и прочих вечно живых предметах. Перевод классического образа маргинала и эскаписта на подрагивающий видеоэкран формирует не только легкий иронический комментарий к ушедшему в прошлое типажу художника, но и связывает выставку с реальным местом и временем. Художественный музей Челси, в котором она организована, находится в самом центре великого и ужасного нью-йоркского рынка искусства. Ведь его главной резиденцией считаются около 200 галерей, расположенных в районе Челси. Нон-профитных организаций там очень немного, и музей является одной из них.
Нью-Йорк