0
1036
Газета Культура Интернет-версия

03.10.2003 00:00:00

Казнь на площади Бастилии

Тэги: париж, додин, опера, саломея


Кажется, воздух Парижа весьма на пользу известному российскому режиссеру. Едва столичный зритель успел оправиться от русских сезонов, прошедших в начале этого года в театре "Шатле", где Лев Додин показывал своего "Демона", как Парижская опера открывает сезон его же "Саломеей".

Додин сохраняет библейской истории ее первозданный облик, замечая при этом, что, по сути, у времени нет границ.

Оскар Уайльд написал небольшую пьесу. Такой же компактной получилась и опера - полтора часа сценической жизни и смерти героев без передышки для певцов и музыкантов. Английский драматург изложил притчу по-французски, композитор Ричард Штраус, обнаружив пьесу в переводе, сочинил две музыкальные версии. В "Опера Бастиль" выбор пал на немецкий вариант. Опера была написана и впервые поставлена на заре прошлого века, когда Европа впала в декаданс и тщетно пыталась из него выбраться. Естественно, что новое столетие ищет свои ценности и ориентиры. В XXI веке вновь встают вопросы страсти и власти, не знающей границ. Саломея подается в спектакле не как безнадежно влюбленная девушка, но как иудейская царевна, которая, сознавая свое господство, охвачена безумным чувством и не видит перед собой преград.

"Ставить эту оперу было очень непросто, но она замечательная", - признался Додин после премьеры. Сложность постановки кроется в том числе и в насыщенности действия пластическим материалом. По сложившейся театральной традиции в финальной картине певицу всегда подменяла балерина. Карита Маттила в роли Саломеи не просто явление нынешнего сезона, она - его триумф. Мало того что певица обладает блистательным сопрано, она удивительная драматическая актриса и сенсуальная танцовщица - феноменальная, согласитесь, комбинация для оперной сцены (дива специально отменила отпуск, променяв его на уроки танца под руководством петербургского хореографа Юрия Василькова). Обольстительной змеей обвивается Саломея-Маттила вокруг тела охранника, толкая его на нарушение приказа. Как пантера, выгибая спину и выпуская когти-пальцы, пытается проникнуть в клетку Пророка и с акробатическим искусством виснет на решетках, пытаясь остановить ее исчезновение. Танец семи покрывал - апофеоз действа, который, не отдавая себе отчета, ждешь с первых нот спектакля. Карита Маттила танцует обольщение, чувственную, непреодолимую, испепеляющую жажду любви. Танцует вроде бы для царя Ирода, несколько раз приближаясь к нему и бросая ему в лицо одно из покрывал, заменяющее ей юбку. Но в конечном счете ее зов обращен к Иоканаану, ибо последний, седьмой покров она сбрасывает перед ним. Иоанна Крестителя нет на сцене, но присутствие Пророка у края кулис очевидно по направленным в его сторону ярким софитам. Обнаженная дива безмолвствует на сцене, зал замирает. Саломея-Маттила и мощный, великолепный оркестр парижской оперы, которым руководит знаменитый Джеймс Конлон, - те два главных героя, вокруг которых режиссер выстроил всю историю.

Художник Давид Боровский рисует просторное, воздушное пространство, в котором витают запахи южной ночи, бесовского греха и надвигающейся трагедии. Оно обрамлено с одной стороны черной лестницей (на ней начинается фантастический танец), с другой - тремя кипарисами, за которыми, обозначая ход событий, плывет лимонно-желтая гипнотизирующая луна. Ее медленное перемещение то по янтарно-желтому (озаренному появлением Пророка), то по иссиня-черному небу усиливает общее напряжение, нагнетая атмосферу неотвратимости беды. Ее затмения ждешь в том же оцепенении, что и танца Саломеи. Подземелье, где томится Иоанн Креститель, придумано в виде железной клетки. Перила и лавки на авансцене служат тронами Ироду и Иродиаде. Сцена аскетична. Костюмы элегантны и решены в черно-желтой гамме. Они несут приметы времени и необходимые элементы архаики: длинные облачения фарисеев и саддукеев, тюрбаны на голове тетрарха и царицы, рубище Пророка. Наряд Саломеи, не выпадая из общего ряда, выглядит тем не менее актуально (мост из прошлого в настоящее) - богемная девица из обеспеченной семьи в черной облегающей кофточке и с шелковым шарфом на голове сбрасывает с себя в ритуальной стихии хипповую многослойную юбку.

За свой танец своенравная принцесса требует голову Иоканаана. Саломея-Маттила добивается желаемого и впивается в мертвые губы. Сцена безумного сладострастия звучит финальным режиссерским аккордом. Появляющийся тетрарх отдает приказ убить царевну. На этой ноте гаснет свет.

Париж


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
754
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1005
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
804
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
655

Другие новости