0
7989
Газета Культура Интернет-версия

26.09.2003 00:00:00

Папа, папа, бедный папа, ты не вылезешь из шкапа...

Тэги: копит, фестиваль, драма


копит, фестиваль, драма Артур Копит: 'Главное – не воспринимать всерьез свою славу'.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

- Я помню, как впервые узнал о вашей пьесе. В советском сатирическом журнале "Крокодил" появилась статья, клеймившая падение американских нравов. Примером этого падения стала пьеса "Папа, папа, бедный папа...". Пьеса пересказывалась таким образом, что я, признаюсь, в тот момент тоже разделил искреннее возмущение автора статьи. Чем стала эта пьеса для американского театра?

- Эту пьесу довольно долго не ставили в Нью-Йорке, и сейчас я пытаюсь сделать так, чтобы пьеса вновь появилась на сцене. Когда она впервые появилась в Соединенных Штатах, это была часть целого театрального движения, которое некоторые называли "театром абсурда". Как раз тогда на сцене впервые появились пьесы Олби, вскоре появился Сэм Шеппард, а в Англии - Гарольд Пинтор. Но при этом театр Нью-Йорка 60-х годов двигался в обратную от Бродвея сторону, в маленькие театры. Один из наиболее важных моментов этого перехода - пьеса Жана Жене "Балкон". Тогда мы впервые увидели потрясающую пьесу, которую невозможно было представить в рамках коммерческого театра. Для нее был нужен некий особый театр, театр протеста. И для многих драматургов, в том числе и для меня, появление пьесы Жене открыло возможность для написания наших собственных произведений, которые бы выбивались из каких-то рамок и традиционных форм. Некоторые пьесы начали ставить в маленьких кафе, в которых порой собиралось не более 50 зрителей. Но в то же время эти спектакли были частью огромного взрыва театральной энергии. И мне казалось, что моя пьеса была частью этого взрыва, поскольку пьеса "Папа, папа, бедный папа..." тоже была поставлена не на Бродвее, а в маленьком театре примерно на 300 мест. А потом внезапно оказалось, что для других театров по всему миру не важно, была ли эта американская пьеса поставлена на Бродвее в большом театре или в маленьком, вне Бродвея. Если пьеса была успешной, значит, была успешной. Когда я писал свою пьесу, мне даже в голову не могло прийти, что она может иметь коммерческий успех. Мне просто казалось, что это какая-то совершенно сумасшедшая пьеса, и казалось, что она действительно хороша. По-моему, Андре Жид однажды сказал, что писатель на самом деле не должен думать, что у его работы есть какие-то достоинства. Предугадать успех невозможно. Когда драматург изо всех сил пытается отыскать связь со зрителем, то он превращается в проповедника, а пьеса становится поучением. Мне кажется, моя пьеса была в определенном смысле настолько сумасшедшей, что человек, который смотрел ее, думал, что драматург не очень понимал, что делает, но что-то сделал правильно.

- Вы своими словами опровергаете наши представления об американском шоу-бизнесе. Вы сказали, что хотели бы вернуть свою пьесу на сцену. И тут я вспомнил один американский фильм, где героиня просит показать главного героя, что тот читает. Он показывает и говорит, что это его любимая книга. "А когда она вышла?" - "Наверное, лет двадцать назад". - "Как можно читать книгу, написанную 20 лет назад?" - искренне недоумевает героиня... Почти так же кажется, что невозможно вернуть в американский театр что-то, что уже сошло со сцены...

- На самом деле в США действует обратный закон. В принципе пьесы, которые произвели впечатление тогда, по-прежнему сильны и сегодня. Это дает нам ощущение театральной традиции.

- С пьесой "Папа, папа..." к вам пришла слава. Было ли что-то плохое в этой славе?

- Ой, вы знаете, в этом было так много хорошего, что я даже не могу сказать про плохое. Я действительно проснулся знаменитым... Главное заключалось в том, чтобы не воспринимать это всерьез, знать, что слава приходит быстро и так же быстро улетучивается, если не относиться всерьез к ней, то ни то, ни другое не окажется шоком.

- Иногда кажется, что новая драма рассказывает только об ужасном. Ее герои - изгои общества, убийцы, наркоманы, дети, которые заживо сжигают своих родителей... В Америке так же?

- Драмтеатр обязательно найдет равновесие. Если сейчас в пьесах дети убивают родителей, значит, скоро появится пьеса, в которой родители будут убивать детей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Подмосковные энергетики продолжают восстанавливать новые регионы

Ярослав Вилков

Работники «Мособлэнерго» ремонтируют линии электропередачи и строят подстанции в Донецкой народной республике

0
1230
В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

В Верховном суде посчитали семь лет уголовного преследования разумным сроком

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Президент РФ требует от Фемиды только справедливых решений

0
2611
Системные партии наращивают агитационную агрессию

Системные партии наращивают агитационную агрессию

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На выборы патриотической Госдумы системная оппозиция устремилась загодя

0
2160
Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

Замглавы ДУМ Мухетдинов убрал из кабинета картину о битве на Калке

0
1888

Другие новости