0
3465
Газета Культура Интернет-версия

05.09.2003 00:00:00

Наследники Образцовой на ярмарке тщеславия

Тэги: конкурс, образцова, премиии


По традиции не менее половины главных премий на петербургских вокальных ристалищах любой ценой должна обеспечить в свою копилку Академия Мариинского театра под руководством члена жюри Ларисы Гергиевой. К этому уже давно все привыкли. Наоборот, конкурсная публика стремилась отыскать как можно больше достоинств у наиболее спорного из лауреатов - Оксаны Шиловой, которая, будучи прирожденной и очень обаятельной опереточно-колоратурной инженю, на всех турах упорно пела репертуар из арсенала центрального сопрано, великоватый ей по размеру (Лукрецию Борджиа и "Сицилийскую вечерню" вместо Норины и Сюзанны). В результате очевидной диспропорции весовых категорий даже колоратурные пассажи (у певиц подобного типа они просто обязаны бриллиантами отлетать от зубов) превращались в технический брак. Тем не менее - первая премия.

Явно завышенным решением показалось и присуждение Гран-при (10 тысяч в долларовом эквиваленте, в два раза больше первой премии) очень хорошему баритону с Украины, солисту московской "Новой оперы" Виталию Билому; хотя по большому счету этот эффектный певец - единственное серьезное открытие конкурса (в прошлый раз таким открытием стала Ирина Лунгу, только что поступившая в Академию при театре "Ла Скала", и, говорят, сам Мути заметил ее). Поживем - и увидим, как воспользуется нынешний победитель предоставленными ему дебютами в Мариинском и Большом театрах. Справедливости ради стоит патриотично заметить, что "москвичи" не подкачали на этом конкурсе - вторая премия и призы за лучшее исполнение немецкой песни и лучший иностранный язык (я услышал в заключительном концерте Серенаду Шуберта - лучше бы не слышать) у солистки Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко меццо Елены Максимовой, третья премия и приз Юрия Лужкова - у еще одного баритона "Новой оперы" Ильи Кузьмина. Опытная конкурсантка Максимова неожиданно получила и весьма символический во всех отношениях приз зрительских симпатий, который вычислила телерадиокомпания "Петербург" (на прошлом конкурсе его удостоилась лучшая московская Джильда Екатерина Сюрина) - надо думать это за умно и тонко спетые частушки Варвары из колхозной оперы Щедрина "Не только любовь". Эта певица крепко знает и понимает, что она делает.

"Прокуренное" меццо Елены Веденеевой с первого взгляда кажется просто находкой для возрастных характерных партий вроде Бабарихи или Шинкарки, но потом вдруг нежданно обнаруживает в себе прямо-таки ртутную колоратурную подвижность, как в каватине Арзаче, - такую певицу важно правильно распознать, чтобы не испортить ей судьбу. Несмело, если говорить о сценическом императиве, пели очень правильная москвичка Анастасия Бакастова (Маргарита с жемчугом и Мими и, кстати, четвертая премия последнего конкурса Чайковского) и обладательница настоящего большого дыхания Сусанна Багамян из Еревана (Норма, Тоска) - на конкурсах любят более зубастых и вертлявых куколок. Но именно такие, как Багамян или Бакастова, на деле оказываются более перспективными в своем росте. Многих "зарезало" в третьем туре неумение петь с оркестром, хотя дирижер Павел Бубельников проявлял чудеса партнерского искусства.

Конкурс Образцовой не лучше и не хуже других. Дело ведь не в том, что его международная представительность ограничивается пока бывшими союзными республиками и Японией. И даже не в том, что по европейским меркам у него неплохой призовой фонд. Как и другие конкурсы, он, подобно современным докторам, ставит диагноз, но не способен вылечить. А диагноз нынешней вокальной ситуации (и не только в России) примерно таков. Хронический дефицит крупных драматических голосов словно бы поощряется театрами и дирижерами - в "Трубадуре" или "Норме" предпочитается любое легкое сопрано, которое в отличие от "тяжелой артиллерии" гарантированно "отоварит" всю колоратуру и верхние ноты. Неурожай теноров достиг масштабов стихийного бедствия. Как единичный слабый намек на что-то путное прозвучал на конкурсе легкий лирический тенор Чингиза Аюшева, только что принятого в театр к Александру Тителю, однако в третьем туре единственным тенором жюри предпочло видеть совсем другого - прямолинейного крикуна, который к тому же сорвал себе связки в финале импровизации Андре Шенье. Мало в ком была божья искра камерного исполнительства. И увы - вокальный конкурс обречен предпочитать харизме школу, технику пения и спортивную выносливость.

Большинство конкурсантов не умеют соразмерить своих желаний и возможностей, мало кто имеет хороший иностранный язык и вообще дикцию в пении. Пение часто подменяется озвучиванием нот (дай бог, если чисто), а создание вокального образа - внешней активностью, не связанной с музыкой. Чаще всего люди выходили на сцену, не зная зачем, либо бойко торговали собой, вместо того чтобы петь.

Самое сильное впечатление на конкурсе производило его жюри, в которое Елена Образцова сумела вовлечь элиту мировой оперы - Джоан Сазерленд, Рената Скотто, Илеана Котрубас, Габриэла Туччи, Маквала Касрашвили, Ричард Бониндж, Джон Вустман┘ Ну, а выбирали из того, что есть, и, кроме того, были в гостях... Когда в паузе перед вторым туром Елена Васильевна бесконечно пестрым гала-концертом с кучей приглашенных артистов и парой-тройкой династических дочерей предвосхитила в Большом зале филармонии 40-летний юбилей творческой деятельности (в декабре 1963-го ее "вытолкнули" на сцену Большого театра в роли Марины Мнишек), то в минуты ее (и, пожалуй, Маквалы Касрашвили) магнетического присутствия становилось очевидно: вот настоящее, не подвластное времени (поскольку дело совсем не в свежести голоса). Но с другой стороны, королева права, беспокоясь поиском наследников - обидно ведь, если все это царство не достанется никому. Так что дискуссию о том, нужны ли конкурсы, отложим на следующий раз.

Петербург-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
631
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
755
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
708
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
710

Другие новости