0
1331
Газета Культура Интернет-версия

27.08.2003 00:00:00

Неизвестный Светланов

Тэги: светланов, юбилей, композитор


светланов, юбилей, композитор

Шестого сентября Светланову, который был большим другом нашей газеты, исполнилось бы 75 лет. По этому случаю Фонд Светланова, возглавляемый его вдовой, решил восполнить недостающее звено в восприятии этой разносторонней личности и познакомить отечественную публику с сочинениями Светланова-композитора - памятный концерт должен состояться в день рождения маэстро в Большом зале консерватории. Сегодня, когда за давностью срока улеглись и страсти вокруг конфликта маэстро с его оркестром, так омрачавшие последние годы жизни дирижера (и оркестра), самое время начать смотреть на Светланова исторически объективным и спокойным взглядом.

В годы жизни Светланов регулярно откликался на все значимые культурные события либо статьей в газете или журнале, либо передачей на радио и телевидении. Многие из этих статей, касающиеся премьер в театрах, первых исполнений новых сочинений коллег-композиторов, интересных симфонических программ, событий в творческих союзах, эссе о новых именах, о друзьях-музыкантах вошли в знаменитую книгу "Музыка сегодня", которая выдержала три издания. Немногие знают и Светланова-пианиста, а ведь музыкальную карьеру он начинал в Гнесинском институте на фортепианном отделении и ему прочили блестящее будущее именно на этой ниве. И уже в наши дни оставшиеся в живых сокурсники с восторгом вспоминают фантастический рояль Светланова. Недаром сам Генрих Нейгауз на выпускном экзамене поставил молодому музыканту за Третий концерт Рахманинова пять с плюсом и стоя аплодировал пианисту. В те годы Светланов часто выступал как солист, исполняя собственные сочинения, много играл в ансамбле с вокалистами, струнниками. Большая удача, что сохранились и увидели свет его фортепианные записи Рахманинова, Шопена, Дебюсси, Равеля, Фибиха, Метнера. В концертах он много выступал вместе с Квартетом имени Бородина, скрипачами Валерием Климовым и Эдуардом Грачом. Широко известна запись знаменитого трио Рахманинова, осуществленная Леонидом Коганом, Евгением Светлановым, Федором Лузановым. Но самая дорогая сердцу Светланова часть его творчества - сочинение музыки. Как это ни странно, сам Евгений Федорович считал себя в первую очередь композитором. Очень многие его интервью начинались с этой мысли. Даже в симфоническом исполнительстве Светланов опирался на свое композиторское чутье, видя и чувствуя сочинение как бы "изнутри". Он говорил о том, что дирижеру-композитору всегда легче рассчитать форму произведения, выделить главное, убрать второстепенное, подчеркнуть полифонию голосов и драматургический замысел. Талант Светланова-композитора - глубокий, истинно русский, развивающийся в русле традиций отечественного искусства. Он считал себя последователем всей русской школы и в частности "Могучей кучки", и эти связи тянулись через его учителей в Гнесинке и консерватории и от его двоюродного деда по материнской линии - Семена Николаевича Кругликова. Кругликов был одним из выдающихся русских критиков, приверженцем "новой русской школы". Особенно тесные взаимоотношения связывали его с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым. Светланов всегда гордился и трепетно относился к своим учителям по композиции: Михаилу Гнесину, ученику Римского-Корсакова, и Юрию Шапорину, учившемуся у Лядова и Глазунова. Но также подчеркивал, что его композиторскую фантазию питало творчество Николая Мясковского.

Огромная занятость Светланова-дирижера в симфонической и оперной сфере, просветительская работа и многочисленные гастроли оставляли все меньше времени на сочинение собственной музыки. Тем не менее композитор Светланов имеет довольно обширную библиотеку сочинений, в которую входят любимейшее его сочинение Симфония си минор, более двадцати оригинальных произведений для оркестра, многочисленные камерные опусы, написанные для фортепиано, скрипки, голоса, ансамблей, и интереснейшие переложения для оркестра романсов Чайковского, Рахманинова, Балакирева, Мусоргского, Грига. Хорошо известна симфоническая поэма "Калина Красная" по мотивам Шукшина, послужившая основой одноименного балета, долго шедшего в Большом театре.

В своем завещании Евгений Светланов написал: "Поскольку я не был избалован при жизни как композитор, пусть хотя бы на прощание люди послушают мою музыку". Воля эта была выполнена. На прощании в Большом театре не было сказано ни одного слова - звучала музыка маэстро.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Екатерина Трифонова

Адвокатура продолжает сомневаться в эффективности государственных юридических бюро

0
1125
Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Госпропаганда советского прошлого сформировала новую электоральную группу

0
1133
В Госдуме предложили увеличить штрафы для чиновников за оскорбление граждан

В Госдуме предложили увеличить штрафы для чиновников за оскорбление граждан

0
841
Комитет Госдумы одобрил передачу конфискованных продуктов на гуманитарные нужды

Комитет Госдумы одобрил передачу конфискованных продуктов на гуманитарные нужды

0
675

Другие новости