0
3613
Газета Культура Интернет-версия

27.08.2003 00:00:00

"Благовещение" со скандалом

Тэги: благовещение, балет, запрет, рпц


благовещение, балет, запрет, рпц В день московской премьеры 'Благовещения' перед Малым театром было спокойно.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Письмо за подписью председателя комитета "За нравственное возрождение..." протоиерея Александра Шаргунова поступило на имя Юрия Соломина, в московское правительство, выступившее организатором фестиваля, и - в Генпрокуратуру. По мнению авторов письма, городские власти и лично мэр Москвы Юрий Лужков, покровительствующие "кощунственному балету", несут ответственность "за это преступление и его последствия". Французский спектакль назван "тупой провокацией" и аморальной пропагандой однополой любви. Авторы письма считают, что показ балета, вольно трактующего одну из ключевых канонических тем Евангелия, позорит сцену Малого театра и может спровоцировать "возбуждение религиозной розни". Господин Шаргунов ищет союзников в неожиданном для православного священника месте. Он ссылается на Католическую лигу Америки, также протестовавшую против балета Прельжокажа.

Любопытно, что в минувшую пятницу корреспондент "НГ" задал вопрос артистическому директору фестиваля "Гран Па" Никите Дмитриевскому как раз о "Благовещении": в России уже случалось, что Церковь или истовые прихожане выражали решительный протест против такого "неканонического" искусства. Два наиболее ярких примера: в 1997 году РПЦ выступила против показа по НТВ фильма Скорсезе "Последнее искушение Христа", в начале этого года группа оскорбленных верующих пришла на выставку в Сахаровский центр и весьма агрессивно отреагировала на "актуальное искусство". Протоиерей Шаргунов в истории с показом фильма Скорсезе был как раз одним из инициаторов "религиозной активности" и требовал едва ли не анафемы для Евгения Киселева. Но г-н Дмитриевский сказал, что волнения не испытывает, поскольку наша публика, по его словам, готова воспринять искусство Прельжокажа. И - ошибся, во всяком случае - в части готовности всех отечественных зрителей.

Комментируя ситуацию, руководство фестиваля "Гран Па" подчеркивает, что речь идет о высоко художественном произведении, созданном одним из крупнейших хореографов мира. Артистический директор фестиваля "Гран Па" Никита Дмитриевский заявил корреспонденту "НГ", что "это письмо - политика, а политика и искусство лежат в разных плоскостях. Нормально, когда произведения искусства кажутся противоречивыми во взглядах разных сторон". Другой директор "Гран Па", Сергей Ольденбург-Свинцов сослался на ведущего танцовщика Большого театра Николая Цискаридзе, высоко оценившего балет (Цискаридзе специально летал в Париж, чтобы увидеть "Благовещение"). "Мы никого не заставляем смотреть эту постановку", - добавил г-н Ольденбург. А президент фестиваля Игорь Яринских подчеркнул, что руководство фестиваля "не может заниматься цензурой".

Анжлен Прельжокаж, прилетевший в Москву накануне гастролей, заявил, что "Благовещение" идет в его труппе с 1995 года, показывался во многих странах, и ни в одной, кроме США, не было проблем. "С балетами Нижинского, когда их показывали в Париже в начале XX века, тоже был скандал", - сказал хореограф. - Я бесконечно уважаю тему Благовещения и не задумывал этот спектакль как скандал. С моей точки зрения, женское тело пластически убедительнее мужского может изобразить в танце образ Ангела. Поэтому у меня и танцует балерина". На момент подписания этого номера "НГ" в печать не было известно, состоялись ли вчера вечером перед показом балета какие-либо демонстрации протеста у Малого театра.

Но важно не событие, а тенденция. Совершенно очевидно, что РПЦ давно претендует если не на ведущую, то во всяком случае - на заметную роль в обществе (претензии вряд ли исчерпываются одной нравственной цензурой, но для начала РПЦ, похоже, готова ограничиться и ею). В одних случаях руководство РПЦ соглашается выступить с открытым забралом, то есть - с заявлением кого-либо из высших иерархов, как это было в случае с лентой Скорсезе. В других, когда победа не кажется очевидной, вперед выдвигаются рядовые прихожане, чей возмущенный разум кипит и кого остановить никто не в силах.

И кое-каких побед ревнителям веры удалось добиться: показ "Последнего искушения Христа" в Пасхальную ночь был отменен. Спустя полгода картина была показана, однако же сейчас у РПЦ имеются основания говорить, что последующие страдания НТВ - проявления высочайшего гнева, мол, услышаны были их молитвы, если не на самом верху, то - земными властителями. А недавно Замоскворецкий суд Москвы признал незаконным возбуждение уголовного дела в отношении группы православных граждан, в январе этого года причинивших ущерб экспонатам выставки "Осторожно, религия!" в Центре имени А.Сахарова. И РПЦ - устами председателя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла - выразила удовлетворение решением суда.

В таком контексте история с "Благовещением" укладывается в давно избранную политическую линию РПЦ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
886
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
819
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
1484
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
697

Другие новости