Новый административно-репетиционный корпус Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко спектаклей здесь не будет.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Воистину многострадальна биография театра с самым длинным названием. Возникший по ошибке судьбы в результате искусственного слияния двух взаимоисключающих театральных систем, каковыми были Оперная студия Станиславского и Театр Немировича-Данченко, Музыкальный театр, руководимый с 1991-го режиссером Александром Тителем и с 1995-го директором Владимиром Уриным, едва ли не демонстративно отказался от продолжения традиций обоих отцов-основателей. Но удивительна живучесть этого театра! Пережив клиническую смерть в результате "колобовской революции", когда после декабрьских забастовок и баррикад 1990-го целиком ушли оркестр и хор и большая часть труппы, театр сумел начать с нуля. Но призрак разрушения, казалось, продолжал витать в этих стенах. В июне этого года скончался Евгений Колобов, которому взамен Театра на Пушкинской город построил новенький театр в саду "Эрмитаж", и в день, когда его принимала земля, в Театре Станиславского и Немировича-Данченко вспыхнул пожар. Ну, не мистика ли? И сегодня кто-то уже то ли в шутку, то ли всерьез заговорил о восстановлении исторической справедливости и об "обратном слиянии" "Новой оперы" с Музыкальным театром. Чем это может обернуться в реальности - страшно даже подумать┘
Впрочем, реальность сильнее самых сильных предположений. И хотя пожар в балетном костюмерном цехе уничтожил парики и часть пачек, лишив театр летних гастролей, жизнь берет свое. С 1 августа театр по плану встал на капитальную реконструкцию (вернее, на полную перестройку), А 15-го состоялись традиционный сбор труппы (в помещении Молодежного театра) и официальное, на полгода раньше срока открытие нового корпуса (вернее, первой его очереди), который размещается прямо позади старого и одним боком (треугольный фронтон в античном стиле) выходит в Козицкий переулок - здесь разместятся дирекция, все службы театра, подземная автостоянка, хранилище декораций и репетиционные площади. Особой архитектурной шедевральностью это вытянутое восьмиэтажное с подземным ярусом здание не отличается, но на первый взгляд вполне функционально - реальное его качество покажет эксплуатация. Из окон верхних этажей открывается пейзаж ужасающей ветхости и последствий пожара на задворках старого театра. Картина не для слабонервных. Вопрос в том, как можно было так долго функционировать в этом здании (исторически - бывший купеческий клуб с рестораном).
Сбор труппы со свойственной ему энергичностью провел в темпе престо генеральный директор. Он объявил о том, что был вынужден заменить службы охраны и пожарной безопасности - из всего надо извлекать урок. Особой благодарности удостоились службы, работавшие в отпуск, обеспечивая переезд в новый адмнистративно-репетиционный корпус. Были поздравлены все творческие юбиляры по выслуге лет и театральные новобранцы (четырнадцать новичков в балетной труппе и четыре представителя разных национальностей - в оперной). Выяснилось, что и у самого директора профессиональный юбилей: 30 лет директорства (в 1973-м самый успешный музыкальный директор Москвы пришел работать в Кировский ТЮЗ к Алексею Бородину, нынешнему руководителю дружественного РАМТа) - на что остроумный г-н Урин отшутился, мол, жена продала (Ирина Черномурова - руководитель международного отдела). Дарить цветы директору помогал главный балетмейстер Дмитрий Брянцев, а главный режиссер Александр Титель в это время находился на Зальцбургском фестивале - напитаться свежей театральной фантазией, особенно после "Золотого петушка", ему сейчас очень необходимо.
На фоне грандиозной панорамы строительства весьма скромными кажутся творческие планы на сезон - в течение минимум двух лет театр будет лишен собственного стационара и собирается приспособить часть старого репертуара, чтобы играть его на других площадках Москвы: в РАМТе, в Театре Российской Армии, на Дубровке (согласитесь, риск). 85-й сезон официально откроется 5 сентября на Новой сцене Большого театра "Щелкунчиком" В.Вайнонена в новом сценическом оформлении Владимира Арефьева, а 4 октября в Концертном зале имени Чайковского оперная труппа собирается представить концертную версию "Тоски", которая, надо думать, затевается ради Ольги Гуряковой.
Остается пожелать команде Владимира Урина мужества и сплоченности, чтобы не потеряться за эти два сезона на театральной карте Москвы.