Подаренный нам Северной столицей фестиваль - достойное завершение вполне звездного сезона. Подавляющее большинство музыкантов, выступавших в Питере, не доехали до Москвы (среди них - дирижеры Зубин Мета, Кристоф Эшенбах, Филипп Херревеге), но и три фестивальных концерта - щедрый подарок столице.
Руководитель проекта Валерий Гергиев встанет за пульт в завершающий вечер, но он присутствовал и на открытии фестиваля, когда симфоническим оркестром Мариинского театра дирижировал финн Эса-Пека Салонен.
По записям мы знаем о специфических предпочтениях этого дирижера - Малер, Дебюсси, Сибелиус, Барток, Нильсен, Лигети, Лютославский и Джон Адамс. Особое место в дискографии Салонена занимает Стравинский - здесь и "Царь Эдип" с Анной-Софи фон Оттер, Николаем Геддой и Патрисом Шеро в роли рассказчика, и балет "Орфей", и совсем редко звучащие "Каприччио", Октет для духовых, написанные в серийной технике "Движения". На открытии фестиваля прозвучала "Весна священная": сочинение, 90 лет назад вызывавшее скандалы, ныне воспринимается как солидная классика.
Салонен с Мариинским оркестром заставили звучать эту сложнейшую партитуру крайне свежо: дирижер и музыканты не только любят "Весну", но и имеют большой опыт ее исполнения. Прошлой весной мариинцы сыграли ее на первом Пасхальном фестивале под управлением Гергиева; прочтение Салонена показалось менее суровым и более эмоциональным. Не считая чуть смазанного финального аккорда, "Весна священная" прозвучала почти безукоризненно.
В интервью, данном накануне фестиваля, Салонен говорил об условности понятия "современная музыка": "Иногда то, что пишется сейчас, уже безнадежно устарело до премьеры". Едва ли Салонен, ведущий активную композиторскую деятельность, имел в виду собственное творчество, однако эти слова можно с полным правом отнести к его сочинению 2002 года "Бессонница", открывшему концерт. Двадцатиминутная симфоническая поэма позволила Мариинскому оркестру сразу же показать себя во всей красе, а также продемонстрировала несомненную музыкальную образованность автора: временами отчетливо звучали интонации Стравинского, Шостаковича, Айвза... В целом неоромантический опус Салонена вполне подходил для того, чтобы создать у слушателя концертное настроение, однако трудно было удержаться от вопроса: "Неужели сейчас продолжают писать подобную музыку?"
За "Бессонницей" прозвучал первый фортепианный концерт Шостаковича; солировал Александр Торадзе, партию трубы исполнил Константин Барышев. Интерпретация Торадзе, далекая от традиционной, изобиловала кокетливыми замедлениями и многозначительными паузами; от этого концерт местами обретал не присущую ему тяжеловесность, однако пианисту все же не изменяло чувство меры, а солирующая труба добавляла юмора и - иногда - здорового цинизма. Впрочем, эту музыку играют в Москве довольно часто, чего нельзя сказать о сочинениях композитора, открывшего следующий вечер: речь о Дьерде Лигети, чей концерт для валторны исполнила Мари Луиза Нойнекер вместе с Бамбергским симфоническим оркестром (дирижировал Джонатан Нотт).
Произведение написано недавно - два года назад - и отличается от "Бессонницы" в первую очередь отсутствием пафоса. Пятнадцатиминутный концерт, некоторые части которого длятся не больше минуты, оказался образцом истинно современной камерности: если партия солистки была не слишком выразительной, то немногочисленные оркестранты показали себя лучшим образом.
Наибольшее впечатление на публику произвел один из ударников, сыгравший смычком на тарелке. Во втором отделении давали Пятую симфонию Малера. Бамбергский оркестр тут справился со своей задачей - симфония, длящаяся почти полтора часа, пролетела на одном дыхании.
Сегодня фестиваль завершится концертом Венского филармонического оркестра, которым продирижирует Валерий Гергиев.