0
1200
Газета Культура Интернет-версия

17.06.2003 00:00:00

Призрак оперы

Тэги: бурчуладзе, гулегина, юбилей, опера


Общепризнанно, что Паата Бурчуладзе - один из лучших современных Борисов Годуновых. Когда-то уходивший в вечность Караян благословил его прозванием "второй Шаляпин", а сегодня артист уже отмечает 25-летие творческой деятельности. На свой юбилейный концерт в Большом "гражданин мира", живущий в Берлине и Вене, а чаще всего в аэропорту, привез "недосягаемую" Марию Гулегину - драматическое сопрано номер один и вообще очень известную оперную даму. Вместе с ними третий акт "Набукко" в завершение вечера должен был петь оперный король Ренато Брузон, но в последний момент микрофонный голос объявил о внезапной болезни выдающегося баритона.

А в это время, вернее чуть позже, в Гостином Дворе в присутствии Юрия Лужкова и вице-мэра Вены для состоятельной буржуазии (билеты от 1 до 2 тыс. долларов) развернулась имитация Венского оперного бала, куда неутомимая Любовь Казарновская сумела заполучить главного оперного принца наших дней Роберто Аланья.

У Бурчуладзе и Гулегиной одна вокальная школа - их главным учителем профессии был профессор Одесской консерватории Евгений Иванов. И если начиная с памятного 1982 года золотой лауреат Конкурса имени Чайковского Бурчуладзе сразу и бесповоротно стал своим для Москвы, то у честолюбивой Гулегиной, девушки с гордым и независимым характером, все сложилось не так. На Конкурсе Чайковского ей дали только третье место. Гулегина выбежала после вручения призов и зашвырнула свою бронзовую медаль подальше в кусты. Но, как считает певица, этот щелчок по носу стал хорошим стимулом для самосовершенствования. Профессиональная принципиальность и обидчивый характер не дали Гулегиной возможности прижиться даже в Белорусской опере, где по примеру Образцовой она хотела петь на языке оригинала и нажила себе врагов по многим другим причинам. Труппа яростно ополчилась против неслыханной нахалки, республиканский скандал докатился до центральных СМИ. Но "диссидентке" Гулегиной все это уже было не страшно - с 1987-го, заменив в одном из спектаклей Гену Димитрову, она вовсю пела в "Ла Скала" ("Двое Фоскари", "Бал-маскарад", "Тоска"), куда попала по рекомендации именно Бурчуладзе. В 1990 году Гулегина эмигрирует.

Воистину говорят - характер сделает судьбу. Спасибо Бурчуладзе, что хоть один раз сумел перебороть этот сильный и сложный характер одному ему известными увещеваниями - Гулегина так сильно не хотела ехать в Россию и даже призналась, что ломала голову над тем, как бы увильнуть. Однако в Москве, которую она не видела больше десяти лет, все изменилось - казалось даже, что ее будет трудно увезти отсюда.

Обычно певцы у нас не ходят слушать певцов. Но тут сбежались все: от народных артистов СССР до студентов Школы Вишневской - лучший урок свободно конвертируемого пения трудно себе вообразить. Партер и ложи наводняли представители московской богемы, но Царская ложа зияла пустотой - никто из политического бомонда замечен не был, возможно, они предпочли более дорогой Венский бал.

Со сцены веяло большой оперой, по которой мы тоскуем. Бурчуладзе в прекрасной спортивной форме. Особенно эффектно у столь обстоятельного, низкого баса на амплуа отцов, жрецов и мудрецов звучали сверкающие сталью верхние ноты в ариях Аттилы и Захарии из "Набукко". Облаченная в декольтированный полукринолин цвета индиго Гулегина представила два больших оперных эскиза - фатальную донну Леонору из "Силы судьбы" и язвительную узурпаторшу Абигаиль из "Навуходоносора". Родив не так давно второго ребенка и войдя после короткого периода не слишком успешных выступлений в форму, Гулегина вновь демонстрирует победоносный атлетизм героического вокального стиля, который у нас иногда называют силовой манерой (но как еще петь подобный репертуар? - только на тракторе по связкам).

Столь звездное окружение подтянуло и некоторых солистов Большого театра, подпевавших гостям. Правда, молодые выдвиженцы нынешнего руководства Марат Галиахметов и Вадим Лынковский мало годились петь в подобном окружении. Остальные, в том числе маэстро Ведерников, были незаметны, что уже хорошо - они не мешали пронестись Призраку оперы где-то совсем рядом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
713
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
877
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
808
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
803

Другие новости