0
725
Газета Культура Интернет-версия

04.06.2003 00:00:00

"Синфония" у Коляды

Тэги: екатеренбург, евразия, премия, коляда, драматургия


В драматургах, привыкших трудиться в одиночестве, конец весны и начало лета пробуждает древние "стайные" инстинкты. Стало традицией, что именно в это время проходят знаменитые драматургические семинары в Щелыково, на родине Островского, и фестивали молодых драматургов "Любимовка". А поскольку Екатеринбург за последние годы стал главной кузницей кадров для отечественной сцены, то не странно, что в этом году именно в Екатеринбурге прошла первая церемония награждения лауреатов международной драматургической премией "Евразия-2003", а вокруг этой церемонии - и небольшой фестиваль новых пьес. Лауреатов, и не только: к примеру, имея под боком - а в данном случае в членах жюри - лауреатов Антибукера Олега Богаева и Василия Сигарева, было бы странно обойти вниманием их новые пьесы.

Естественно, что застрельщиком данного начинания стал Николай Коляда. И его понять можно: одно время его воспитанники из года в год получали разные престижные премии. Когда же вдруг возникла неожиданная, то есть не по вине его учеников, пауза, Коляда, недолго думая, решился на учреждение собственной драматургической награды. Нашли деньги на три главные премии, в интернете дали объявление о конкурсе.

Пьесы пошли косяком.

Тут уж можно сказать и о нашем московском ноу-хау: с легкой руки Елены Греминой и Михаила Угарова писание пьес превратилось сегодня в повальное увлечение. Описал, что с тобой приключилось накануне, - вышла документальная драма. Если вечер прошел более или менее радикально, есть надежда, что спектакль поставят в "Театре.doc".

На третий день фестивальных мероприятий Николай Коляда пригласил всех к себе на дачу и в пятидесяти километрах от города, в обычной деревне (и дом - простой, деревенский, одноэтажный), среди свежевскопанных огородов и неугодий назначил читки присланных на конкурс пьес. Самое поразительное заключалось в том, что вслед за арендованным автобусом с драматургами и актерами в деревню своим ходом приехали сразу четыре съемочные группы.

Тут, конечно, самое время и место сказать о том, как по-прежнему далеки "они" от народа. Коляду привычно воспринимают как певца предместий, знатока тяжелой народной жизни и народной же речи. Местное же деревенское население видит в нем иное. И относится с настороженностью и к нему самому, и еще больше - к его гостям. Едва Олег Богаев, автор "Русской народной почты", уже сыгранной в театре Олегом Табаковым и в телеспектакле Михаилом Ульяновым, приблизился к колодцу, как за его спиной вырос поселянин: "Опять у Коляды синфонию играют", - недовольно проворчал он.

"Синфония" между тем разыгралась нешуточная. Первой актеры Екатеринбургского малого драматического театра представили пьесу Константина Костенко "Клаустрофобия". Три героя, заключенные, действие "Клаустрофобии" происходит в тюремной камере, говорят о женщине, но свою тоску по женщинам и сексуальные желания пытаются реализовать в своем кругу. Гомосексуализм, таким образом, становится метафорой и выражением несвободы, а убийство - ее, свободы, самым радикальным проявлением.

Совершенно ясно, что эта пьеса очень скоро появится в Москве, что найдется на нее свой Кирилл Серебренников (а может, и он сам возьмется ставить "Клаустрофобию") и "вся Москва" будет жаждать попасть на Костенко, как сейчас рвется на "Пластилин" Василия Сигарева и восторгается спектаклем Кирилла Серебренникова. (К слову, на открывающемся в эти дни фестивале драматургов в Щелыково "Клаустрофобия" значится в основной программе.)

Некоторая отдаленность от Москвы (а описываемого дня - и от Екатеринбурга) не позволило, однако, оторваться от наших столичных дел. А слушая или читая некоторые пьесы, все время хотелось примерить их на тех или других известных актеров.

Хотелось бы, например, чтобы и в Москве кто-то заметил новую пьесу Олега Богаева "Башмачкин", которую мой коллега Павел Руднев назвал сиквелом гоголевской "Шинели". Пьеса, названная "чудом шинели в одном действии", в чем-то наследует его же "Русской народной почте", и в ней, как и в других пьесах Богаева, где разговаривали, как люди, резиновые куклы и радиоприемники, шинель - такое же антропоморфное существо, как и сам Башмачкин, а диалоги - такие трогательные и смешные, что тут же просятся в пересказ и, мне кажется, на сцену тоже.

Что же касается пьесы Василия Сигарева "Парфюмер", также имеющей литературную основу и написанную по мотивам романа Зюскинда, то ее уже вроде бы заметили и взяли. И вроде бы, если все пойдет гладко, "Парфюмера" поставит уже не раз названный нами Серебренников, а заглавную роль сыграет Евгений Миронов. Сейчас Сигарев дописывает монологи, поскольку в нынешнем виде, по мнению "заказывающей стороны", в пьесе запахов больше, чем реплик.

Екатеринбург-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
493
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
484
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
784
"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

"Яблоко" возвращается к массовому выдвижению кандидатов на выборах

Дарья Гармоненко

Партия готова отступить от принципа жесткого отбора преданных ей депутатов

0
411

Другие новости