Петербургский фонд "Музыкальный Олимп" и московский "Краутерконцерт" объединились, чтобы провести в двух столицах "Парад оркестров". Уже состоялись концерты оркестра японского радио и телевидения NHK под управлением Шарля Дютуа и с Михаилом Плетневым в качестве солиста. А начало минувшего уикенда ознаменовалось гастролью Национального оркестра Франции под управлением Курта Мазура. Расставшись с Нью-Йоркским филармоническим (10 лет у руля!), 75-летний маэстро в сентябре 2002 года возглавил первый самостоятельный симфонический коллектив и гордость всей Франции.
Узнаваемый во всем мире стиль НОФ, созданный в 1934 году, сложился под руководством его первого художественного руководителя Дезире Эмиля Ингельбрехта и далее полировался такими гигантами, как Мюнш, Клюитанс, Челибидаке или Маазель. Первоначальный репертуар оркестра состоял из партитур Дебюсси и Равеля, и это ноу-хау до сих пор остается неразгаданным и непревзойденным, в чем всех присутствовавших в БЗК убедил ошеломляющий, сыгранный на грани фантастики знаменитый равелевский Вальс - наверное, никто, кроме французов, не способен на столь чувственные модуляции.
Никто, кроме французов, пожалуй, еще не начинал концерты в консерватории в столь нетрадиционное для нашего света время - 20.30. Для бабушек-меломанок, которые составляют солидный процент публики на академических променадах, это слишком поздно, поэтому полного аншлага не было (да и билеты стоили ощутимо - скажем, в 14-й ряд партера 3,5 тыс.). Не помнится также, чтобы кто-то еще устраивал импровизированную артистическую раздевалку из инструментальных кофров прямо в нижнем фойе, где находится зрительский гардероб. То, что французы абсолютно без комплексов, чувствовалось и в их естественной манере держаться на сцене. Что уж говорить об игре!
Курта Мазура у нас знают и любят, помнят его Брукнера, слушают его записи с Фишером-Дискау и Джесси Норман. Его беспримерная эпопея с лейпцигским "Гевандхаусом", длившаяся более четверти века, достойна восхищения. В 1998-м исполнилось ровно полвека, как Мазур встал за дирижерский подиум. Незадолго до того профессионального юбилея он посетил Россию, играл со светлановским ГАСО "Картинки с выставки" в инструментовке С.Горчакова и Пятую симфонию Чайковского. И вот новая встреча, но кажется, что и не было этих пяти лет - маэстро в прекрасной форме и полон вдохновения.
В первом отделении прозвучала почти не исполняемая у нас Ре-минорная симфония французского бельгийца Сезара Франка с его слегка сумрачным романтизмом и сосредоточенностью на католической системе ценностей. Второе отделение шло на непрерывном энергетическом крещендо, выплеснувшись кульминацией равелевского Вальса. Потрясающий симбиоз чисто мужской брутальности и незащищенной женственности, мягкой лирики и жесткого техницизма явила во Втором фортепианном концерте Прокофьева обаятельнейшая Елизавета Леонская. Уроженка Тбилиси, творческая крестница Рихтера, ставшая наряду с Мартой Аргерих одной из главных величин современного пианизма, с 1978 года живет в Вене, но каждый ее приезд неизменно становится событием во всех отношениях.
А на бис Курт Мазур и его французы сыграли шлягерный антракт к четвертому действию "Кармен" Бизе, сыграли без малейшего намека на оперную махру.