В Центральном Доме художника прошла очередная, восьмая по счету выставка "Арх-Москва", претендующая на звание самого престижного мероприятия в области архитектуры и средового дизайна.
В этом году кураторы Кирилл Асс и Борис Бернаскони определили основную тему "Арх-Москвы" как "Настоящее настоящее". Для расшифровки смысла этого ужасного с точки зрения русского языка названия необходимо вспомнить согласование времен в английском языке, а именно present perfect ("настоящее совершенное"). Организаторы хотели представить не идеальные проекты, "бумажную архитектуру", а конкретные результаты, реализованные "здесь и сейчас".
Экспозиция, растущая в объеме год от года, в этот раз занимала большую часть ЦДХ и разделялась на коммерческую и некоммерческую. А чтобы рядовой посетитель не чувствовал себя неуютно среди сугубо профессиональной тематики, работала специальная "культурная программа" - пользующаяся неизменным успехом акция "Жилье", в рамках которой архитекторы и дизайнеры бесплатно консультировали желающих по перепланировке квартир, дизайну интерьера.
Коммерческая часть - это десятки стендов архитектурных мастерских, дизайн-бюро, интерьерных фирм - нечто среднее между витринами магазина "все для дома и ремонта" и фантастическими инсталляциями, сооруженными из диванов, ламп, раковин, зеркал, столов, кресел┘
Наиболее интересен раздел "Арх-каталог", представивший самые "свежие" здания. Слабое место архитектурной выставки - незрелищная подача материала. В большинстве случаев архитекторы по привычке ограничивались вывешенными планшетами, фотографиями и чертежами. Оригинально подошли к работе со зрителем эстонские гости, создавшие эффектную и запоминающуюся выставку "Эстония строит. 1991-2002", получившую специальную премию "Арх-Москвы".
По традиции часть выставочного пространства была выделена для некоммерческих работ, разместившихся на балконе ЦДХ. Один из наиболее актуальных проектов с недвусмысленным названием "Нельзя разрушать Москву" представил Музей архитектуры. Стенды, посвященные гостинице "Москва", знакомили посетителей с уникальными архивными материалами, в том числе кинохроникой, запечатлевшей строительство, внешний вид и интерьеры здания после постройки. В свете недавнего решения мэра о сносе гостиницы и строительстве на ее месте новой, "по мотивам" нереализованных проектов Щусева, подмена памятников культуры и архитектуры псевдоисторическими муляжами стала весьма насущной проблемой московской архитектуры. В таком варианте взаимодействия прошлого с сегодняшним днем нет и намека на "настоящее совершенное".
Свое видение вопроса реконструкции исторических зданий показал Нижегородский филиал Государственного центра современного искусства, работающий над проектом превращения старинного полуразрушенного здания Арсенала в выставочный центр современного искусства. "Разоружение" Арсенала стало одним из фаворитов некоммерческой экспозиции "Арх-Москвы" и основным претендентом на премию за лучший некоммерческий проект.
Премия все же досталась не нижегородцам, а архитектурным фотографам Юрию Пальмину и Сергею Леонтьеву - за выставку "Оборона / La Defence". Исследовав парижский район Дефанс, созданный в свое время как новый деловой центр города, фотографы достоверно запечатлели факт - "Дефанс оборону держит". Этот район стал прекрасным примером диалога старого и нового, включения модернистской архитектуры в живую ткань старинного города.
Российская архитектура еще весьма далека от состояния "настоящего совершенного". Будем надеяться, что выставки, подобные "Арх-Москве", помогают делать шаги в этом направлении.