0
1945
Газета Культура Интернет-версия

29.04.2003 00:00:00

Роль личности

Тэги: мариинка, гергиев, пасха, звон


До девяти вечера колокола крохотной церкви Малого Вознесения наполняли Большую Никитскую ровным Пасхальным звоном. А в Большом зале консерватории все поздравляли друг друга со Светлым праздником: "Христос воскрес!" - "Воистину воскрес!" Так (непривычно поздно по меркам будничного концертного расписания) открывался Второй Московский Пасхальный фестиваль (см. "НГ" от 25.04.03), который наверняка будут выдвигать на Госпремию.

Изобилия высоких протокольных лиц в БЗК не наблюдалось, и даже г-на Швыдкого замещала г-жа Кобахидзе. Правда, телеканал "Культура" вел прямую трансляцию - не исключено, что многие решили остаться дома, дабы как следует разговеться после Великого поста. Надо отдать должное нашим первым лицам - в своих приветственных речах они научились теперь быть не только проникновенными, но и краткими. Пасхальное слово мэра Лужкова на тему веры и христианской радости содержало в себе немалый акцент на роли личности Гергиева в истории возникновения весеннего фестиваля русской музыки в Москве, причем Юрий Михайлович так по-отечески нежно называл маэстро Валерой, что не оценить этого штриха было нельзя. По сравнению с прошлым годом, когда за увертюрой Римского-Корсакова "Светлый праздник" прозвучали "Александр Невский" Прокофьева и "Жар-птица" Стравинского, программа нынешнего открытия выглядела не столь эпично: "Свадебка" Стравинского в первом отделении и Пятая симфония Чайковского во втором. Сочетание, согласитесь, не самое гармоничное на белом свете, хотя все было исполнено по высшему разряду.

Мариинский оркестр - это что-то колоссальное: помноженный на вулканический темперамент Гергиева, он представляет собой мощный энергетический генератор. Гергиевский музыкальный полк так натренирован на записи дисков в режиме live, что обнаружить какие-либо помарки в его "живой" игре бывает довольно трудно (правда, эта особенность начинает быстро улетучиваться, когда за пультом не Гергиев, а его заместители).

В своих 25-минутных "Русских хореографических сценах с пением и музыкой" Стравинский отдается прекрасному, а в чем-то страшному ритуалу патриархальной крестьянской свадьбы. Модернистский кристалл преломляет глуби столь архаичные, что всеми фибрами, до тошноты чувствуешь утробное дыхание языческого праславянского фольклора. Смещение сильных и слабых долей, использование исключительно ударных инструментов, а человеческих голосов и роялей - в "ударном" качестве, все эти сумасшедшие сложности сделали "Свадебку" практически не исполняемой. А если говорить о России, то далеко не в каждом концертном зале у нас найдутся (и уместятся на сцене) четыре рояля! Инструментальная часть прошла "на ура", дикционная (особенно у хора) - не очень, лишь у Владимира Феленчака и Геннадия Беззубенкова можно было "поймать" отдельные фразы.

В Пятой симфонии удивила публика в первых рядах, зааплодировавшая после первой части - а нам грешным делом казалось, что уж на Пасхальный фестиваль ходят люди, имеющие хотя бы интуитивное представление о правилах симфонического цикла. Чайковского Гергиев начал на редкость теплыми и распевными славянскими фразами, но быстро перевел в жесткий режим ускорительного нагнетания, и в финале мы вместе с ним неслись летучим голландцем через вагнеровские тернии к звездам. Маэстро, отмечающий 2 мая свой полувековой юбилей (совсем молодой!), видимо, для закольцовки со Стравинским, до предела гипертрофировал в Пятой ритмическую моторику и контрасты, отчего до боли знакомая симфония прозвучала песней сегодняшнего апокалипсиса.

Отгремевшая на бис увертюра к "Руслану и Людмиле" воспринималась как ответ Петербурга Большому театру. Тем не менее оба взгляда на Глинку кажутся нам крайностями. Если у Ведерникова с его недоношенным аутентизмом смыты абсолютно все краски вплоть до самого нижнего слоя и совсем нет пульсации жизни, то у Гергиева - переизбыток всех этих качеств, победное фортиссимо и бешеное престиссимо, в некоторых местах съедающее красоту. Где бы нам найти золотую середину?

Далее, вплоть до 10 мая, когда он продирижирует в Доме музыки сводным Оркестром мира, Валерию Гергиеву предстоят почти ежедневные выступления на Пасхальном фестивале в Москве. Его личный юбилей плавно перетечет в долгожданное 300-летие Северной столицы: 5 и 6 мая двукратным исполнением "Войны и мира" в постановке Андрея Кончаловского в Петербурге откроется международный фестиваль "Звезды белых ночей", который продлится ровно три месяца.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Спектакль про Человека

Спектакль про Человека

Ирина Пекарская

Премьеру «Обычная человеческая история» играют в театре «Шалом»

0
638
Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Росстат предъявил образец бюджетной расточительности

Ольга Соловьева

Чиновники не хотят привлекать частный бизнес для проведения переписей населения

0
2941
Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Депутаты решили разобраться со свиданиями в СИЗО

Иван Родин

Иностранных консулов будут пускать к согражданам только два раза в месяц

0
2668
Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Не все руководители КПРФ отправятся в Сталинград

Дарья Гармоненко

Борьба за возвращение городу на Волге предыдущего имени происходит волнами

0
2583

Другие новости