0
903
Газета Культура Интернет-версия

24.04.2003 00:00:00

То ли врач, то ли гробовщик

Тэги: комитет, култура, проект, открытые сцены


Счастливчики, получившие гранты Комитета по культуре, ставили спектакли в Центре имени Мейерхольда, в "Школе драматического искусства", Центре драматургии и режиссуры под руководством Казанцева и Рощина, в Театре имени Пушкина, в ТЮЗе. То есть где придется. Чуть ли не треть "первого транша" ушла в Театр наций, где репетиции потом проходили под перестук молотков и рев электроинструментов: в Комитете по культуре "выпустили из вида", что здание бывшего Театра Корша находится в состоянии многолетнего капремонта. Выпуску спектаклей это, правда, не помешало. А вот прокату┘

* * *

Председатель столичного Комитета по культуре Сергей Худяков призвал всех "к простому и откровенному разговору".

С удовольствием откликаюсь на это предложение.

Из краткого отчета заместителя председателя Комитета по культуре Андрея Порватова стало известно, что за полтора года из 102 поступивших заявок принято 55, реализовано 23. Бюджетные средства получили Владимир Агеев, Анатолий Ледуховский, Николай Рощин, Ольга Субботина. Список, за который не стыдно. Во многих случаях, правда, помощь комитета и его участие в проекте так и остались анонимными: "Отелло" Александра Зельдовича, "Цыганы" в Театре имени Пушкина, "Алинур" в ТЮЗе вышли как будто сами по себе. Да не оскудеет рука дающего, то есть экспертов и московского правительства.

К 1 апреля поданы очередные 52 заявки. Их и обсуждали.

Спорили о том, вправе ли экспертный совет вводить возрастной ценз, чтобы помогать только молодым? Следует ли поддерживать все хорошие идеи или только те, которые можно отнести к так называемым инновационным проектам?

Надо ли поддерживать репертуарный театр или, напротив, цель проекта - превратить репертуарный театр в одну сплошную свободную сценическую площадку? Об отсутствии противоречий сказала Ольга Галахова, которая привела в пример "Современник" и МХАТ имени Чехова: оба театра не заняты в эксперименте, но их недавние премьеры близки по духу тем, что выходят в рамках "Открытых сцен".

Говорили, что нужна целая сеть свободных площадок, а в дополнение к ним - специальный центр, хотя пока что нельзя особо рассчитывать даже на помещение бывшего Камерного музыкального театра на Соколе и зал недавно открытого Культурного центра СТД на Страстном - и тот и другой начнут работать не раньше осени.

Московское правительство видит пользу от эксперимента в том, что он позволяет снять вопрос о расширении сети государственных театров. И Комитет по культуре решительно предлагает все освобождающиеся площадки - если, например, какому-то театру построят новое здание - тут же превращать в свободные и включать в эксперимент.

В последнем предложении прозвучала открытая угроза Анатолию Васильеву, который, как известно, сейчас является владельцем сразу двух помещений - на Сретенке и на Поварской. Угроза была услышана, и на защиту своего Учителя бросился Борис Юхананов.

Худрук театра "Школа современной пьесы" Иосиф Райхельгауз предложил собираться не только по поводу денег, поскольку в нынешнем виде "мы почти между собой делим деньги┘ Мы немножко заняли место наших старших товарищей, которые когда-то давали или не давали работать нам". Известный возмутитель спокойствия, Райхельгауз закончил выступление призывом отказаться от услуг человека по фамилии Егиазарян, "руками которого когда-то был разогнан Театр Станиславского" (в котором тогда работали Васильев, Морозов и Райхельгауз), а теперь он в Комитете по культуре руководит "Открытыми сценами".

Но в нынешний экспертный совет входит и Валерий Фокин, руководитель Центра имени Вс. Мейерхольда, при власти которого закончилась жизнь одного из самых интересных начинаний конца 80-х - "Творческих мастерских" СТД России. Правда, когда кто-то вдруг заговорил о "Мастерских" и предложил учесть их опыт, Фокин тут же напомнил, что "Творческие мастерские" закончились по экономическим причинам".

* * *

Ольга Галахова весьма эффектно сформулировала идею проекта: "В идеале свободная площадка - это репетиция судьбы режиссера". И тут же добавила, что пока что "мы помогаем родам, но не помогаем жизни спектакля". Это так.

Благую идею "Открытых сцен" отрицать было бы глупо. Но механизмы реализации не отрегулированы. Да даже и не продуманы.

Например, деньги, которые выделяет Комитет по культуре, рассчитаны от запуска спектакля до премьеры. Прокат остается "на совести" театра, которому доверена реализация очередного инновационного проекта. В Театре наций так и не нашли денег на то, чтобы играть спектакль Анатолия Ледуховского. Спектакль так и умер, почти никем не увиденный.

Может быть, стоит сократить число проектов не ради того, чтобы осенью провести фестиваль "нерожденных шедевров", а ради проката и дать возможность отыграть спектакли хотя бы по десять раз? Чтобы не рождать вместо спектаклей разного рода домыслы и подозрения.

На деле финансовые решения оказываются единственными, в которых принимает участие экспертный совет. Серьезного обсуждения проектов, имеющих более или менее счастливую прокатную судьбу или вышедших ради одного-двух представлений, так до сих пор и не было. Кажется, Алексей Бартошевич обратил внимание экспертов на то, что те даже не смотрят спектакли, за которые голосовали с той или иной мерой щедрости.

Среди проектов, которые вышли и еще только выйдут в этом году в рамках экспериментальной программы "Открытые сцены", - фестиваль молодой драматургии (заявка Александра Родионова), "Белые ночи" в "Мастерской П.Фоменко", "Цуриков" Максима Курочкина в постановке Михаила Угарова в Центре драматургии и режиссуры, там же - "Подворотня. Юго-Запад" Ксении Драгунской в постановке Ольги Субботиной, "Вий" в постановке Нины Чусовой в Театре имени Пушкина, "Зеленый карп" в Центре имени Мейерхольда поставит Юрий Урнов; два гранта получены "Школой современной пьесы" - на спектакль Александра Гордона "Процесс" (по мотивам Достоевского) и на работу Саида Багова по пьесе Танкреда Дорста "Я, Фейербах┘". Комитет по культуре поддержал также режиссеров Игоря Ларина, Михаила Пушкина, Карена Нерсесяна. Фонд Станиславского получит немного денег на спектакль Някрошюса "Вишневый сад", а Оксана Мысина - на еще одну пьесу Виктора Коркии┘

* * *

Конечно, умение заниматься файндрайзингом (то есть выпрашивать деньги) и ставить спектакли не всегда соединяются в одном человеке, а экспертный совет, увы, часто имеет дело только с первым. И, как замечено выше, равнодушен пока ко второму (то есть к готовому продукту).

В этом смысле экспертный совет пока мало чем отличается от самого Комитета по культуре, который выделяет дотации 64 или даже 65 театрам, но никак не отвечает и не спрашивает потом за качество выпускаемой продукции.

Впрочем, и это не главное и не самое страшное.

Главное - чтобы новый замечательный проект не убил репертуарный театр. Все чаще приходится слышать, что всерьез обсуждается идея оставить на городской дотации пять-шесть театров. Остальным достанутся гранты. Или - не достанутся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Хакасии складываются новые политические союзы

В Хакасии складываются новые политические союзы

Дарья Гармоненко

На вакантный депутатский мандат Госдумы может претендовать "Справедливая Россия – За правду"

0
240
Литва и Rheinmetall подписали протокол о намерении по строительству завода боеприпасов

Литва и Rheinmetall подписали протокол о намерении по строительству завода боеприпасов

  

0
142
Партию любителей пива воскресят спустя 30 лет

Партию любителей пива воскресят спустя 30 лет

Дарья Гармоненко

Экзотическая политструктура в бюллетене станет аналогом графы "Против всех"

0
269
В России мобилизована многотысячная армия дропперов

В России мобилизована многотысячная армия дропперов

Анастасия Башкатова

Кибермошенники успешно получают доступ и к персональным данным, и к кэшу

0
375

Другие новости