0
3005
Газета Культура Интернет-версия

22.04.2003 00:00:00

Миссия Сокурова

Тэги: сокуров, русский ковчег


сокуров, русский ковчег Александр Сокуров радуется: Россия попала в первую сотню cтран, увидевших 'Русский ковчег'.
Фото Reuters

Александр Николаевич Сокуров неприметен в том смысле, что в отличие от многих своих коллег не ратует за "православие, самодержавие, народность"; не посещает киношные съезды, пленумы и посиделки; не голосует, не баллотируется, не играет в аппаратные игры. Невысокий прихрамывающий человек с тихим голосом вроде бы просто снимает кино, не декларируя при этом, что он русский, и это многое объясняет.

За Сокуровым давно закрепилась слава элитарного режиссера, для своих, для тех, кто понимает. Любая репутация - штука прилипчивая. Репутация гениального художника не от мира сего, доступного и понятного лишь избранным, практически несмываема. Давно уж канули в Лету времена, когда Сокуров снимал "непонятное" кино - "Скорбное бесчувствие", "Одинокий голос человека", "Духовные голоса", "Дни затмения"... Последние его картины - "Молох", "Телец" - сколь блистательно сняты, столь и просты, даже примитивны идейно. Актерская игра, картинка, технические изобретательства - так у нас, кроме Сокурова, действительно не снимает никто. И если в "Молохе" еще был некий замысел - показать убогость тех, кого мы себе выбираем, а значит, сами виноваты в бедах народных, - то "Телец" - уже типичное кино для кино.

"Русский ковчег", безусловно, войдет во все учебники по истории кино. "Русский ковчег" - это, конечно, подвиг. Другой вопрос - можно ли считать достижением подвиг ради подвига? Да простят поклонники этого фильма - так и осталось автору этих строк непонятным, зачем все было снимать одним дублем, без продыху, без остановок? Если можно было снять в несколько дублей, с остановками камеры? Совершенно очевидно: для того чтобы именно этим фактом привлечь "не своего" зрителя, не любителя элитарного кино. Остальные сами пойдут.

Про "Русский ковчег" уже, кажется, известно все, и нет смысла в очередной раз пересказывать сюжет, восхищаясь замыслом (вся история России за полтора часа одним дублем по залам Эрмитажа) и профессиональнейшей мощью его воплощения. Все знают, что камера оператора весила 35 кг, и стоический немец Тильман Бюттнер вместе со всей историей России мчался с этой махиной по Эрмитажу без остановки все полтора часа; что актеров и массовки было занято более 1000 человек, пудры для грима закуплено 3 ведра, а специальных "исторических" пуговиц изготовлено 6500 штук; что подобный фильм не имеет прецедентов, по крайней мере в России. Хотя в мировой кинематографической практие подобные эксперименты были, и не раз, например, у Хичкока.

В одном из интервью Сокуров жаловался, что Европа вообще готова нас не замечать, что европейцы знают про нас куда меньше, чем мы про них. Значит, давайте устроим загранице небольшой, в полтора часа ликбез? Покажем наконец, что такое наш, русский, ковчег культуры? Возможно, это и неплохо. К тому же кассовые сборы "Ковчега" в Америке оказались более чем сносными - за время проката в США, по словам американцев, последняя сокуровская картина собрала около миллиона долларов (по другим данным - 1 млн. 800 тыс.). Для российского фильма это совсем неплохо. Причем Сокуров и его продюсеры связывались с тамошними прокатчиками напрямую. За год немецко-российский "Ковчег" повидало едва ли не полмира - США, Германия, Бразилия, Япония, Португалия... Сейчас фильм идет в прокате в 20 (!) странах. Вот только Россия в эти полмира почему-то не вошла, и лишь на минувшей неделе "Ковчег" всплыл на родине, сначала в Санкт-Петербурге, и вот теперь - в Москве. Причем московскую премьеру устроили в Киноцентре, Большой зал которого раза в три меньше, чем, например, зал в Доме кино. Помнится, как нагнетался ажиотаж вокруг "Тельца", когда буквально накануне премьеры ее отменили и перенесли на неизвестное время. Совсем недавно Сокуров снял фильм с голосования на "Золотого орла", объяснив это тем, что фильм еще не готов, и попросил номинировать его в следующем году. Для Канн был готов, для Северной и Южной Америки, для Японии - готов. Для "Золотого орла" - уж простите... Зато теперь вряд ли у кого возникнут сомнения относительно того, кто в следующем году "Орла" и получит. Теперь вроде и не наградить как-то неудобно будет. Чуть раньше Сокуров попросил Европейскую киноакадемию убрать из списка номинантов на премию академии в номинации "лучший оператор" Тильмана Бюттнера, того самого, кто носился по Эрмитажу с 35-килограммовой камерой. Мол, были-таки издержки в его работе, повлекшие некоторые убытки (было бы странно, если бы, осуществляя столь тяжкий режисерский замысел, оператор ни разу не ошибся). Жест странный и не очень симпатичный просто по-человечески, учитывая адовую работу Бюттнера. Правда, бюджет для такого ударного проекта невелик - 2,5 млн. долл., да и родное государство кое-что для каннского любимца наскребло, но, говорят, именно немецкая компания "Эголи Тоссель Фильм" настропалила режиссера, недовольная убытком в полмиллиона долларов. Долгосрочные виды на немецкие деньги плюс потребность в скандале - вот так и поссорился Александр Николаевич с Европейской киноакадемией. Жестокий самопиар, которым мастерски в последние годы овладел Сокуров, Бюттнера в лучшие операторы не пустил.

Нести русскую культуру в западные массы - дело благородное. И прибыльное. Если при этом ты еще не кричишь на каждом углу о возрождении России вкупе с ее искусством, не объявляешь себя громогласно радетелем России, которую мы потеряли, или России, какой она могла бы быть; если ты не пытаешься на глазах у всех открывать ногой дверь в высокие кабинеты и не дружишь с их хозяевами; если ты хоть и русский, но это немногое объясняет; если ты тихо на западные деньги делаешь кино для узкого круга соотечественников и широких кругов от Парижа до Находки далее везде - ты вполне потянешь на истинного радетеля родной культуры. Славы хочется каждому художнику. Кто-то для этого готов, презрев собственное славное прошлое в искусстве, стать Главным Хранителем Державной Культуры, как сделал это Никита Михалков. Кто-то, презрев государственный официоз, тоже готов стать Главным Хранителем, только неофициальным, так сказать, теневым. Один больше работает на внутреннем рынке, другой - на международном. Результат - примерно один. Только ко второму пиетета - побольше, потому что истошных криков на русскую тему поменьше да фильмы снимает все же качественные (справедливости ради заметим, что, увлекшись коммерцией и самопиаром, Сокуров талант сохранил-таки), дивидендов - более чем достаточно. Русские миссионеры от культуры, похоже, на Западе опять входят в моду.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Московский бизнес растет при поддержке современных цифровых систем

Московский бизнес растет при поддержке современных цифровых систем

Татьяна Астафьева

Цифровые сервисы облегчают жизнь столичным предпринимателям и стимулируют их развитие

0
824
Госорганы прячут от адвокатов сведения о гражданах

Госорганы прячут от адвокатов сведения о гражданах

Екатерина Трифонова

Чтобы получить информацию по запросу, защитники проходят круги судебных разбирательств

0
1113
За осквернение исторической памяти будет особая статья

За осквернение исторической памяти будет особая статья

Иван Родин

Правительство сообщило Госдуме о президентской поправке в Уголовный кодекс

0
1169
Партии проявляют интерес к губернаторским кампаниям

Партии проявляют интерес к губернаторским кампаниям

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Системная оппозиция будет искать возможности и ресурсы в восьми регионах

0
995

Другие новости