0
2669
Газета Культура Интернет-версия

21.04.2003 00:00:00

Президент уравнял в правах "Нику" и "Орла"

Тэги: кино, киноакадемия, премия, ника


кино, киноакадемия, премия, ника Обладательница 'Ники' за женскую роль Анни-Кристина Юусо: 'Вы, Филипп, хоть и большой, а у меня зато 'Ника' есть'.

Помнится, незадолго до первой церемонии вручения "Золотого орла" Никита Михалков рассуждал о статусности премии в зависимости от того, придет ли на церемонию президент РФ. Учитывая свои не совсем формальные отношения с президентом, он был почти уверен, что придет. Разумеется, Путина на "Орле" не было, но поздравительную телеграмму он прислал. Теперь все ждали, заметит ли президент "Нику". Опасения, что старенькая "Ника" окажется в опале, проиграв в борьбе "Золотому орлу", были, и серьезные. И вообще после образования двух национальных киноакадемий, после помпезного первого орлиного выступления, после того как почти вся старая и новая рать первой киноакадемии тут же заделалась академиками новой, да еще зная любовь нашей творческой братии к властям предержащим, трудно было ожидать столь представительного собрания. Как символ начинавшихся когда-то вместе с "Никой" перемен прибыл Борис Ельцин с Наиной Иосифовной, как весть от властей нынешних появился Михаил Швыдкой, который зачитал письмо президента РФ, подтвердившего таким образом легитимность "Ники".

Президент попросту устранился от всех внутрикиношных склок, равно как и от собственной "монаршьей" поддержки "Золотого орла". Прошедшая "Ника" таким образом опровергла тезис о том, что можно вершить собственные дела в искусстве и бизнесе одной лишь близостью к президенту. Тут Михалков просчитался, а у власти хватило такта не обойти вниманием первую национальную кинопремию.

Стар и млад Янковские празднуют победу: отец назван лучшим актером, сын - открытием года. "Кукушка" буквально осыпала Александра Рогожкина "Никами".
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)

Стоило появиться в России второй национальной кинопремии - "Золотому орлу", как первая, "Ника", поднапряглась и, взмахнув крылами, превзошла все ожидания. Слухи о ее смерти не подтвердились, "больной" проявил волю к жизни, достойную пера Джека Лондона. Церемония награждения лауреатов 16-й "Ники" проходила не в тесном и потрепанном ветрами перемен Доме кино, а в новехоньком Центральном международном Доме музыки на Красных Холмах. Конечно, по Дому кино нет-нет да и взгрустнется - все-таки там родилась безымянная тогда еще "Ника", ставшая своего рода символом горбачевских перемен, да и кинематографисты чувствовали себя там по-домашнему комфортно. Теперь в Доме кино другие хозяева... Но, кстати, одна из правых рук Никиты Михалкова Игорь Угольников, директор Дома кино, на церемонии сидел в первых рядах. Вдруг оказалось, что "Ника", над которой в последние годы любили потешаться журналисты и даже люди посерьезней - капустник, мол, ребячество, - может быть очень даже пафосным мероприятием, не утратившим при этом своего первоначального молодого задора. Оказывается, шутки Гусмана могут быть им же самим сильно ужаты и произнесены к месту, а шутки Арканова и Инина вообще устранены как жанр за ненадобностью.

Что касается лауреатов, то заранее кулуарно обговаривалось два варианта: первый - на случай, если раскол среди кинематографистов дойдет до той стадии, когда "никовцы" начнут голосовать умышленно иначе, чем это делали "орлята". Второй вариант - на тот случай, если кинематографисты попросту наплюют на подковерные забавы двух академий и проголосуют так, как сочтут нужным. Тогда можно было ожидать, что обе академии изберут своими лауреатами одних и тех же. Как, собственно, и произошло. По крайней мере в основных номинациях - за тем исключением, что в номинанты "Ники" по нескольким номинациям попал "Любовник" Валерия Тодоровского и Олег Янковский вполне справедливо стал обладателем "Ники" за лучшую мужскую роль. Получая статуэтку, он не преминул бросить камушек обиды в огород "Орла", который навыдвигал кого угодно, только не картину Тодоровского.

Остальные наиболее престижные "Ники" ушли все к той же "Кукушке" - и лучшая женская роль, и лучшая режиссура, и лучший игровой фильм. Вот только Рогожкин не смог награду получить - засиделся с друзьями в буфете за рюмочкой, ткнулся было потом в зал, а его охранники и не пустили. Даром что номинант. Попозже, правда, сжалились. Охрана, кстати, в Доме музыки - что тебе ВОХРы на зоне. Ладно еще у прессы удостоверения проверять, но у гостей-то зачем? И выражение лиц - у лошадей, что стояли по бокам торжественной ковровой дорожки и вовсю окучивали Красные Холмы конскими яблоками, морды были куда приветливее. Но это реплика в сторону.

Сначала ситуация с расколом кинематографистов, с созданием двух киноакадемий, с увольнением Гусмана и пр. производила тягостное впечатление. Ну на кого, против кого вам колоться, наши вы работники пленки и камеры? Ну не берите вы пример с писателей - они вот множатся, как бактерии без "Комета", так это понятно - им больше особо заняться нечем, сейчас книг-то не читает никто, разве что теток-детективщиц. Забыли про них, вот они и играют между собой. А кино у нас до сих пор любят, даром что по большей части серенькое, но так ведь свое. И прошлое у него славное. Теперь, после 16-й "Ники", вдруг стало понятно со всей очевидностью: киношники всерьез не расколются. Они слишком повязаны друг с другом, чтобы разбежаться по разным лагерям. Это только Миндадзе с Абдрашитовым могут всю жизнь работать вместе. Да отчасти Шахназаров с Бородянским. А все остальные - народ мигрирующий, несмотря на определенные пристрастия и дружбы. Сценарист не может и не должен писать только для режиссеров из своего лагеря - это нонсенс. Режиссер не может позволить себе приглашать актеров из дружественной группировки, презрительно отметая кандидатуры с другой стороны баррикад. Большего абсурда представить нельзя. И, совершенно очевидно, киношники это поняли.

Творческие люди в чем-то как дети - чем больше званий и регалий, тем приятнее. И если еще несколько месяцев назад по Союзу кинематографистов ходило: "Ты знаешь, такой-то к Никите в академики записался, вот штрейкбрехер поганый!", а сами члены союза и киноакадемики на вопрос: "С кем ты, мастер культуры?" умело уводили глаза за спину и начинали плести несуразное, то теперь членство в двух академиях вдруг стало абсолютно нормальной вещью. Теперь об этом говорят, не стесняясь и вернув глаза на место. В "Золотом орле", правда, по этой части вольницы меньше. По крайней мере выйти на сцену и начать речь словами: "Я как член двух киноакадемий┘" - как сделал это Олег Янковский, не принято. Ну и не надо.

Неожиданно для многих "Ника" отвоевала свое место под солнцем, оставшись (пока по крайней мере) первой, привычной и настоящей национальной кинопремией. Самое главное - у нее остался престиж, которого пока нет у "Орла". И совсем самое главное - у нее есть деньги. Не государственные, правда, отчего Михалков объявил "Нику" нелегитимной. О том, что "Орел" тоже не из государственной кормушки силы поддерживает, Никита Сергеевич умалчивает. Но сейчас о другом речь. Любую трудную ситуацию лучше разрулить, чем усугублять. Все случилось, факт налицо - мы имеем две примерно равные по своему весу национальные киноакадемии и кинопремии. Первая валит наповал официозом и стремлением к статусу державной, вторая, повзрослев и остепенившись, остается не столь официальной, но искренне любимой и вожделенной. Может, стоит принять как данность наличие в стране двух национальных кинопремий? Двух киноакадемий? Одних и тех же людей в этих двух академиях? Кинематографисты со временем сами решат, какая престижнее. Время и деньги покажут.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
494
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
612
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
522
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
428

Другие новости