Если в оркестре беды, виноват, конечно, дирижер; при этом почти всегда забываются его недавние заслуги. Уж сколько раз, протестуя против единоличной творческой тирании этих гениев, мир пытался обойтись без устрашающе-вдохновляющего силуэта с палочкой и без. Как говорится, нет человека - нет проблемы. Были и знаменитый Персимфанс, и Пражский камерный оркестр, и другие альтернативные коллективы, успешно игравшие без дирижера. Но, как и следовало ожидать, подобные эксперименты общепринятой практикой не стали, а уж в наше время бурного распада и разложения без сильной сплачивающей воли лидера музыка и вовсе может остановиться. Оркестр - именно тот случай, где очень тонко. Потому и рвется. Последний прорыв связан с Российским национальным оркестром. Вернее, с тем, что теперь у нас несколько российских национальных оркестров. Одни действуют, другие пока еще на бумаге. Предыстория вкратце такова.
Плохо скрываемый конфликт между РНО и его последним худруком Владимиром Спиваковым к минувшей осени перерос в открытую стадию. Вскоре после того, как генеральный продюсер (директор) РНО Сергей Марков предложил коллективу самому выбрать, с кем оставаться - с ним или со Спиваковым, маэстро опередил ход событий и обнародовал свое самоотречение. Была создана дирижерская коллегия, войти в которую не отказался даже такой исполин, как Кент Нагано (с подобным предложением обратились и к Спивакову, но что он мог ответить в сложившейся ситуации, кроме "нет"?). С января статус "свадебного генерала" по художественному руководству РНО согласился взвалить на себя его создатель Михаил Плетнев, который, однако, будучи членом коллегии, не является главным дирижером. Таким образом, вся полнота реальной управленческой и художественной власти в РНО, а вместе с нею и чаша ответственности - наверное, впервые в российской оркестровой истории - перешла к менеджеру. Впрочем, первому у нас частному оркестру, существующему исключительно на деньги иностранных меценатов и спонсоров, не привыкать к роли первопроходца. Не успели остыть страсти по разводу Спивакова с РНО, как в конце января Михаил Швыдкой подписывает приказ о создании Российского национального филармонического оркестра (РНФО) под руководством Владимира Спивакова с репетиционной базой в Доме музыки на Красных холмах (существует также договоренность о возможном назначении Спивакова художественным руководителем этого грандиозного комплекса) - привилегированному любимцу политических муз не пристало быть без собственного большого оркестра (оставшиеся в его владении "маленькие" "Виртуозы", Благотворительный фонд да и собственная скрипка, видимо, уже не могут дать ощущения значимости и престижа). Уже объявлен официальный конкурс оркестрантов на все основные пульты РНФО - Владимир Теодорович уверен, что к нему перейдут лучшие силы из РНО, но при этом, возможно, не задумывается, что его заявления и действия могут быть истолкованы противниками как простой реваншизм. Впрочем, душа русского художника глубока и таинственна.
Первое выступление оркестра должно открыть фестиваль Спивакова 30 ноября 2003 года. Война так война, нам не привыкать. Директор РНО Марков держит оборону и полагает, что затеянное предприятие может закончиться для Спивакова крупным конфузом. Главная претензия в том, что название нового оркестра, пусть и с добавлением к нему прилагательного "филармонический", неправомерно, ибо посягает на торговую марку РНО, высоко котирующуюся на международном симфоническом рынке:
"Если оркестру, который для него создают, хотят присвоить чужое имя, то ему не следовало бы это принимать, - говорит Марков. - Вот если в милиции в паспортном столе у Спивакова найдется поклонник и выпишет ему в подарок паспорт с фамилией Моцарт, то станет Владимир Теодорович им пользоваться? Он может оказаться в смешном положении. А если написать "Моцартъ" с твердым знаком, это меняет дело?"
В свою очередь г-н Спиваков парирует из Парижа, что права РНО на этот брэнд более чем сомнительны, так как, будучи изначально частным и существуя на заграничные деньги, РНО по сути не является ни российским, ни национальным, а его РНФО будет и государственным, и русским по духу, и "повернутым лицом к нашей публике".
Сближает оба оркестра - реальный и созданный под Спивакова - не только название, но и то, что оба не входят в семерку коллективов-счастливчиков, получивших новогодние президентские гранты. А это значит, что придется повышать зарплату. Театр военных действий за чистоту и честь вывески "аутентичного" РНО достаточно широк и разворачивается не только на московском полигоне, но и на удаленных фронтах, где очередные самозванцы то и дело предпринимают мародерские вылазки против торговой марки Российского национального.
"В данный момент в Испании, - говорит Марков, - одно агентство представляет "Саратовский Российский национальный оркестр". Думаю, саратовские музыканты и не знают, что их недобросовестный менеджер хочет нажиться на доверии публики к доброму имени, которое долгими годами вдохновенного труда зарабатывали наши музыканты. Если с этим не бороться, то среди публики воцарится путаница, невозможно станет отличать один коллектив от другого, и в результате доверие ко всем российским исполнителям будет подорвано. Мы защищаем не только себя, а престиж нашей культуры в целом. Думаю, что и Спиваков, и министр культуры России это осознают, как только задумаются. Война идет, но музыка продолжает звучать. Да и могут ли ее остановить какие-либо властные решения в области культуры?.."