0
929
Газета Культура Интернет-версия

28.02.2003 00:00:00

Возвращение Вайнберга

Тэги: шостакович, вайнберг


В Малом зале консерватории выступил "Романтик-квартет". Наряду с Моцартом и Шнитке в программе значилось раритетное сочинение - Квинтет Мечислава Вайнберга для фортепиано и струнных. Включить его в программу перед 26 февраля, годовщиной смерти композитора, было идеей В.Берлинского, виолончелиста Квартета Бородина. Хотя Вайнберг никогда не был учеником Шостаковича, 30 лет дружбы позволяли ему сказать: "Школа Шостаковича является основой моей творческой работы". Среди последователей Шостаковича Вайнберг наиболее близок к манере учителя; лучшие его сочинения вполне сопоставимы с шедеврами Шостаковича. Перу Вайнберга принадлежит 17 квартетов, более 20 симфоний, камерные сочинения, оперы и музыка почти к 40 фильмам, среди которых - "Летят журавли", "Афоня" и "Тегеран-43".

Шостакович воспринимал коллегу как равного: Вайнберг не раз исполнял в четыре руки с Шостаковичем новые произведения последнего. Вайнбергу посвящен также Десятый квартет Шостаковича. Вполне естественно, что квинтет Вайнберга вызвал ассоциации с квинтетом Шостаковича. По сравнению с Шостаковичем первая часть квинтета Вайнберга носит более "светлый" и раскованный характер. Один из эпизодов второй части прозвучал почти как блюз; к блюзу обращались и Равель, и Стравинский, и Шостакович, а сам Вайнберг позже оказался автором блюза "Какое мне дело?" из кинофильма "Последний дюйм". Во второй же части Наталия Катюкова мастерски справилась с "ударной" трактовкой фортепиано в духе "Свадебки" Стравинского. Вершиной исполнения стала третья часть - откровенно реминисцентная по отношению к Шостаковичу. Доиграв, музыканты молчали около минуты, дав возможность слушателям прийти в себя и настроиться на передышку между центром сочинения и его финалом.

Начало пятой части напомнило токкату Восьмой симфонии Шостаковича. Этот эпизод сменился следующим, "неоклассическим", вслед за которым мы вновь услышали лейтмотив первой части, поданный в более лиричной, но и более драматичной манере; концерт завершился повторением третьей части на бис. Остается посетовать, что компакт-диски с музыкой Вайнберга столь труднодоступны, а его сочинения звучат так редко. На фоне общего однообразия репертуара исполнение квинтета стало достойным напоминанием о годовщине смерти композитора.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
987
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1339
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1018
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
843

Другие новости