0
1094
Газета Культура Интернет-версия

12.02.2003 00:00:00

Отелло не ревнив, он просто рекламирует

Тэги: отелло, премьера


Я не люблю, когда театральные премьеры "высокопарно" называют проектами, но в случае c "Отелло" как раз такое определение придется кстати: театральное "слагаемое" здесь - не единственное; на равных с актерами следует оценивать и участие художников группы АЕС, авторов сценографической коробки - огромного подвижного куба, железные грани которого слуги просцениума то пеленают белой тканью, то распеленывают; молча и споро они превращают боковую и тоже белую занавесь в полог, который в конце концов хоронит под собой всех участников действа. Они же - авторы видеосюжетов: идеально сложенный негр куда-то бежит, бежит, при этом камера надолго задерживается то на его могучей груди, то демонстрирует публике шею, то - фигуру целиком. Художники АЕС (Татьяна Арзамасова, Лев Евзович, Евгений Святский), как известно, вошли в историю нашего актуального искусства "Исламским проектом", где в пейзажи европейских и американских столиц "грубо" врывались вклеенные художниками-концептуалистами мечети. А интерес к шекспировской трагедии у них зародился задолго до нынешней премьеры. Года два тому назад Арина Шарапова решила отметить свой день рождения выставкой актуального искусства. И АЕС тогда представила на суд гостей видеопроект "Асфиксеофилия": на экране лиловый негр затягивал на шее у любимицы телезрителей жемчужное ожерелье. Любимица при этом улыбалась и всем своим видом выражала удовлетворение. В новом спектакле таких жестокостей нет ни на экране, ни на сцене.

Теперь - чуть-чуть о другом. Случается, что какие-то внешние "данные" сбивают с толку, вызывая к жизни самые неправдоподобные построения. Критики на такие уловки часто ловятся, становясь заложниками собственных фантазий. В театральном проекте группы "Практика" и "Bokovfactory" как будто все до самой последней детали свидетельствует о легкомысленности затеи: увидели однажды где-то Григория Ситявинду, темнокожего артиста из театра "Сатирикон", естественно, вспомнили, что есть в мировом репертуаре трагедия с темнокожим героем, позвали модных радикальных художников, привлекли немалое число спонсоров (так что от их имен стало тесно на сцене!), и вышел в конце концов спектакль. Спектакль не спектакль, хотя что-то все время движется, вращается, летает туда-сюда белая простыня, и несется в неведомое и, вероятно, прекрасное далеко снятый на видео негр. Костюмы для артистов предоставлены знаменитой компанией, еще одна французская косметическая фирма обеспечила актеров пудрой и краской, съемки проходили в модном фитнес-клубе и т.д. Даже знаменитый платок Дездемоны изготовлен не абы кем и не абы где, а желающие даже имеют возможность купить подобный (за соответствующие деньги). В списке партнеров и спонсоров одна только темная лошадка: так и не понял я, каким боком удалось поучаствовать в проекте Еврейскому культурному центру на Никитской, - остается поверить режиссеру Александру Зельдовичу, который полушутя-полусерьезно успел обронить, что в его планы входит постановка всех шекспировских пьес (и значит, следующая - "Венецианский купец"!).

Вполне возможно, что первоначально все и складывалось полушутя (хотя сами участники, конечно, такие предположения опровергают), но нам удалось узнать, что Сиятвинда вошел в эту затею не сразу, и Отелло сначала репетировал другой актер. Но дальше случилось невероятное. Вернее, произошло то, что должно было произойти: идея начала увлекать за собой, и история неизбежно втягивается в водоворот незначащих событий, влекущих героев к трагической развязке.

И все закрутилось всерьез. И костюмы, которые актеры меняют чаще, чем того требует сюжет, в какой-то момент прекращают мозолить взгляд. Уже не ждешь очередного поворота металлического куба или взлета-падения белого покрывала, увлеченный игрой Сиятвинды. Радуешься тому, что Зельдовичу удалось вытащить из васильевского подвала Александра Анурова, актера, без сомнения, замечательного, но широкой публике незнакомого. Ануров, который играет Яго-комментатора, Яго-наблюдателя, режиссера трагического сюжета, не старается выскочить из привычной манеры чтения, привычной именно в "Школе драматического искусства", где фраза дробится на отдельные слова, а в слове каждый гласный звук становится ударным. Он и этим отделен от остальных - хочет быть внятным, и он единственный, кто знает координаты и траекторию трагедии.

Еще до спектакля стало известно, что писатель Владимир Сорокин, на чье сотрудничество рассчитывал Зельдович, занятый работой над либретто для Большого, из работы выпал. Так что "Отелло" режиссеру пришлось переделывать самостоятельно. В спектакле остались только две супружеские пары - Отелло с Дездемоной и Яго с Эмилией и в финале гибнут обе жены. Следы сокращений видны и их не в силах пока заполнить красота художественных нагромождений. Знание коллекций знаменитой на всю Москву галереи все время отвлекало меня от экрана и сцены. Но игра Григория Сиятвинды уже сегодня искупает многие недостатки и упущения. Он вошел в этот проект с мыслью сыграть Отелло, роль, о которой не думать не мог. До трагедии он, правда, пока не дотягивает, но драма Отелло вызывает сочувствие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1038
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
736
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
357
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
492

Другие новости