- Как вы относитесь к тому, что вам дали молодежную премию "Триумф"?
- Я отношусь с радостью. Тем более что много премий не бывает. Я еще нахожусь в более выигрышном положении: пишу и стихи, и пьесы. А "чистым" драматургам сложнее, потому что в театральных премиях драматургических номинаций нет, в литературных - тоже┘ Был Антибукер, но теперь все. Единственная премия, которую могут получить драматурги, это, кажется, "Дебют", но она рассчитана на людей не старше 25-летнего возраста.
- Вы сразу являетесь и поэтом, и драматургом. Кем все-таки вы сами себя считаете в первую очередь?
- Если быть последовательной, то стихи я стала писать гораздо раньше, чем пьесы.
- А если не быть последовательной?
- Все равно поэзия - первична. И в хорошей прозе, и в хорошей драме - всегда присутствует поэзия.
- Но премию вам дали за поэзию или за драматургию?
- Премию дали мне за то, какая я есть!
- И все-таки о стихах┘ В Литинституте на семинаре по женской поэзии разбирают и ваши. Вы считаетесь одной из воспевательниц несчастной любви. Именно несчастной! Вас не упрекали в игре на одной струне?
- Да, действительно, всем лучше запоминаются почему-то те мои стихи, где я пишу о неразделенных чувствах┘ И не только в Литинституте┘ Знаю, что в ГИТИСе уже неоднократно такие мои стихи читались на вступительных экзаменах и на занятиях по кафедре "Сценическая речь". Но разве это плохо? И разве плохо, что со стороны меня видят такой? Это не может тяготить. Это - данность! Ведь когда все хорошо, - стихи не пишутся. Пишутся, когда все плохо. Отсюда и любовь - несчастная.
- Тогда про драматургию┘ Почему во всех ваших пьесах главные героини - женщины? Про них писать легче?
- Для меня, как автора, женщина гораздо интереснее мужчины.
- Почему?
- Потому что любая пьеса предполагает экстремальные обстоятельства. Мужчина обязан быть героем по своей сути. В этом ничего странного нет. Для женщины это необычно. Если героиня будет женщиной - это интересней.
- Какие постановки своих пьес вы считаете наиболее удачными?
- Самую первую - "Абрикосовый рай, или Сказка о женской дружбе", которая шла в Дебют-центре при Доме актера (в постановке Вадима Данцигера), "Юдифь" - в Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина (тоже - Данцигер), потому что это трагедия в стихах, а в стихах никто ставить не брался, даже не читая. "Инфернальную комедию", которая идет там же. И, конечно, - "Первый мужчина" (режиссер - Александр Великовский), которая идет в недавно открывшемся "Театре.doc", то есть документальной драме. Эта пьеса сделана на основе интервью с реальными женщинами, истории которых приводят в состояние шока┘ Кстати, одна из трех актрис, занятых в спектакле, - тоже лауреатка молодежного "Триумфа" 2002 года - моя тезка Елена Морозова.
- Пожалуйста, назовите вашу самую недавнюю работу в театре?
- Оперетта "Последний концерт" для Магаданского театра оперетты. Там готовятся отмечать юбилей Вадима Козина. И спектакль будет посвящен его памяти. Музыку написал Александр Журбин. Либретто - замечательный остроумный интеллигентнейший Михаил Бартенев, звезда нашей детской драматургии, и я. Очень радостно было работать в такой компании. Много стилизованных песен - под лагерные, под трудовые, народные. Я давно мечтала написать оперетту. "Сильва", "Фиалка Монмартра", "Марица" - все эти мелодии обожаю с детства. Жаль, что сейчас входят в моду исключительно мюзиклы. Ведь по всей стране огромное количество театров оперетты, которые "тянут" классический репертуар, а нового нет.
- И все же вернемся к основной теме беседы, к вашей награде. Что вы ответите на это: "Посредственностей надо поощрять, тогда из них, может, что-нибудь получится. А ты - гений. Гениям нельзя давать волю. Гении должны творить в безнадежности". Между прочим, вас цитирую. Пьеса "Счастливый Моцарт".
- Во-первых, вы игнорируете тот момент, что это говорит красивая хладнокровная к гению (Моцарту) женщина (Алоизия), которая просто находит остроумный предлог, чтобы и отказать ему в любви. Во-вторых, я вовсе не гений. Но считаю, что у любого творческого человека должно быть гармоническое соотношение побед - внутренних и внешних. Внутренние победы - это когда человек сам понимает, что сделал что-то такое, чем очень доволен. А внешние - когда это понимают другие. Если победы только внешние - это самообман или просто обман. Если победы только внутренние, это может привести к различным комплексам. Поэтому хорошо бы, чтобы поощрений было столько, сколько художнику нужно для плодотворной работы.