0
767
Газета Культура Интернет-версия

16.12.2002 00:00:00

Режиссеры России, объединяйтесь!

Тэги: режисеры, конференция


В выходные в недавно отстроенном здании театра "Школа драматического искусства" на Сретенке прошла Всероссийская режиссерская конференция. Предыдущая проходила в 1939 году. Впрочем, "Славянский базар", который проходил во МХАТе имени Чехова несколько лет назад, накануне столетия Художественного театра, можно назвать прелюдией к нынешней конференции. Тогда больше говорили о творчестве, на нынешней конференции помимо творческих вопросов говорили еще и о том, как учить режиссуре, как "бороться" с директорами театров и т.д. Увы, маленький журнал Союза театральных деятелей, как и два больших театральных журнала, сегодня не в силах покрыть информационный голод, приумножить наше малое знание о том, что происходит в российском театре. Так что режиссерская конференция дала еще и простую возможность встретиться и поговорить, обменяться новостями. Начали с состояния режиссуры, продолжили - разговором о театральной педагогике.

Героями первого дня стали Анатолий Васильев и Петр Фоменко. Васильев, много повидавший за границей (и много там поработавший), говорил о корневой системе русского психологического театра и поддержал предложенную организаторами идею учредить профессиональную гильдию режиссеров.

Петр Наумович Фоменко говорил о таинстве профессии. Режиссер - дело штучное, учить этой профессии массово, наверное, нельзя, и далеко не каждый может научить режиссерскому ремеслу. Большое число ошибок в наборе и воспитании может причинить театру немалый вред. Фоменко заметил, в частности, что трудно порой понять, кто кого учит и кто у кого учится - он учится у своих учеников, а они, разумеется, - у него. Между прочим он выступил против магистратуры, недавно придуманной Центром имени Мейерхольда совместно со Школой-студией МХАТ, поскольку магистр - посвященный, а за два года в посвященные не "затянуть".

Многие говорили о том, что сегодня режиссуре учит кто угодно и где угодно. Многочисленные школы распространились по всему миру, хотя пора бы уж честно признаться, что речь тут - о заработке и редко - о чем-либо другом. А учить режиссуре могут, вероятно, лишь самые выдающиеся мастера.

И Анатолий Васильев, и Юрий Соломин напомнили всем, что театр существовал задолго до 1898 года и, наоборот, что режиссура существовала задолго до появления Художественного театра.

Говорили о том, что для режиссеров чрезвычайно полезны стажировки, что в особой поддержке нуждаются дипломные спектакли (тут впору вспомнить, что многие "приобретения" последних лет связаны как раз с дипломными сочинениями молодых режиссеров, а ныне уже известные режиссеры снискали славу еще на студенческой скамье). Говорили о состоянии режиссуры на периферии, об авторском праве. Скандал первого дня - выступление Клима, который назвал себя театральным бомжем и говорил о столичных театральных олигархах.

Министр культуры и театральный критик Михаил Швыдкой рассказал режиссерам, что параллельно их конференции проходит всероссийское совещание директоров театров. Подробно остановился на вопросе об авторском праве в театре (в кино оно, конечно, выражено отчетливее и определеннее, поскольку и деньги там большие). Сказал, что сегодня мы имеем в России многоукладный театр - императорский, репертуарный, антрепризный. Почти что как раньше, и в этой многоукладности ничего страшного нет. Другое дело, что есть театр - как миссия, а есть театр - как потребление, с последнего нельзя спрашивать, как с миссионерского.

Многоукладный театр приветствовали, кажется, все: все сегодня на равных, хоть, например, антреприза пока особых художественных результатов не дала. Защищали репертуарный театр, который легко можно развалить (как лет десять тому назад хотелось многим и как до сих пор еще хочется кое-кому).

Очень многие остались на мастер-классы, которые согласились провести Фоменко и Васильев и которые были посвящены интонации - театральной, сценической интонации. "Всего-навсего".

Гильдия режиссеров проголосована. На первых порах она займется скорее всего обменом информацией о режиссуре российской провинции, ее юридической поддержкой. Дальше, как говорится, будет видно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
2240
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
3332
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2615
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2624

Другие новости