В начале декабря на сцене Театра имени Моссовета состоится спектакль, которым заявляет о себе проектный театр "Ангар". В "Ангаре" обещают производить не только театральные постановки, но и продукцию других видов искусств. Проект анонсирован как "место накопления интеллектуального товара разного свойства: музыки, пластики, кинематографа, живописи", где "все жанры могут переплетаться и соединяться". Театр претендует стать "российским аналогом Помпиду-центра, снискавшего невероятную популярность".
Первая ласточка "Ангара" - балет Аллы Сигаловой "Черные и красные танцы". Корреспондент "НГ" попытался выяснить у хореографа, что мы увидим на премьере.
- "Черные и красные танцы" состоят из пяти маленьких балетов. Наконец-то произошло соединение моей хореографии с музыкой, о которой я давно мечтала. Музыку подарили композиторы и исполнители. Леонид Десятников захотел, чтобы его первым балетом стали "Эскизы к закату". Их сыграет ансамбль солистов под управлением Алексея Гориболя. Два года назад по заказу литовской оперы я поставила "Болеро" Равеля для гала-концерта в Вильнюсе в честь Миллениума. Теперь "Болеро" пойдет в новой редакции. Кроме того, будет сюита из балета, который сделан в Риге, - "Желтое танго" на музыку Астора Пьяццоллы. Поработать с ним мне подсказал Гидон Кремер, он указал и на музыку того же композитора из оперы "Мария де Буэнос-Айрес". Балет называется "Ария". Единственная музыка, которую я выбрала сама (для балета "Дуэт номер три"), - это великий армянский композитор Амет Тертерян.
В спектакле обдумывается вечная тема: разные фазы взаимоотношений мужчины и женщины, варианты соблазнов, конфликтов, ненависти, отторжения.
- Надо понимать, оформление спектакля будет черно-красным?
- Сценографическое решение - мое. И балет черно-белый. Название не привязано к конкретному цвету, как к визуальной картинке. Для меня цвет - это внутреннее ощущение. Черное - не траур или тяжесть, это очень объемная вещь, в нем и солнце, и печаль, и строгость, черное вбирает и все в себе топит. Мои работы, как мне кажется, сделаны на скрытом, "сдавленном" темпераменте. Черное как раз и отражает эту закрытость. Красное - цвет, который меня пугает. Я его всячески обхожу стороной, но понимаю, что без красного жизнь невозможна. Поэтому пусть красное будет хотя бы в слове. А белое - не антагонист черного. Белое, особенно в сочетании с черным, очень конкретно и в то же время зыбко, в нем есть неуловимость.
- Почему премьера, открывающая проект "Ангар", пройдет не в ангаре, а в академическом Театре имени Моссовета?
- Мне больше хочется работать в обычном театре. Вот мы сейчас с вами общаемся, и я это прямо говорю, а люди, с которыми я не побеседую, скажут: Сигалова хочет быть такой модной, вот ангар придумала... Но ангар - это из области моей молодости. Сейчас я туда не рвусь. Наоборот.
У нас был еще один вариант - с Театром Пушкина. Но это меня не очень устраивает, потому что там работает режиссером мой муж, Роман Козак. Именно поэтому я стараюсь от этого театра дистанцироваться. Достаточно уже историй про жен главных режиссеров.
- Участвуют ли в вашем проекте звезды балета?
- Я привожу в Москву Эгле Шпокайте, прима-балерину с европейским именем из Вильнюса. Мы работаем вместе уже пять лет, я сделала на нее четыре спектакля. Я ее обожаю. Эгле - совершенное создание во всех смыслах, и в профессиональном, и в человеческом, и в том, как ее Господь создал визуально. После того, как она сыграла Дездемону в "Отелло" Някрошюса, Эгле стала мировой театральной легендой. Второе чудо - Алексей Овечкин, премьер балета Латышской национальной оперы.
- А вы сами будете танцевать?
- Нас всего четверо, так что все натанцуются досыта.
- Проект, как декларируют организаторы, изначально сориентирован на ту же публику, которая ходит на Гришковца и на художественные программы типа тех, что предлагает клуб "Проект ОГИ", причем возраст публики - от 20 до 40 лет. То есть "Ангар" изначально сориентирован на средний класс, который уже продвинулся в восприятии "нереалистического" искусства.
- Анатолий Васильев не пускает случайных зрителей на свой спектакль "Медея-материал". Сначала я этому поразилась: как можно? Муж мне сказал: "Надо позвонить и записаться". - "Как записаться? А мы не можем купить билет?" Оказывается, не можем. На каждый показ "Медеи" составляется список, и Васильев лично отбирает 60 счастливчиков, которые будут допущены в зрительный зал. Когда я посмотрела этот спектакль, я поняла, что он прав.
- Почему? Настолько элитарное зрелище?
- Я не люблю этого выражения - "элитарный". Плохое слово. В нем есть какой-то геноцид. Просто кто-то это может смотреть, а кому-то пока не надо. Но мне такие отношения с публикой не близки. Я не живу в таких театральных Гималаях, как Васильев. Мое искусство гораздо легче для восприятия.