В фокусе выставки - живопись и графика 60-х годов позапрошлого, XIX века, так называемый критический реализм. Экспозиция повествует о российских проблемах и тревогах полуторавековой давности, но не в меньшей степени это повествование касается дней сегодняшних. Шестидесятые исторически и культурно - может быть, самая поучительная для нас сегодня эпоха. Отмена крепостного права в 1861 г. сотрясла всю социальную структуру Российской империи. А с ней - государственную идеологию, а как следствие - и культуру. Художники предыдущих десятилетий были привержены прекрасному и писали идиллические пейзажи и томных красавиц. Мастера 60-х впервые спустились с небес на землю, оглянулись вокруг и увидели┘
...Бесконечные дороги, тонущие в грязи. Нищета и пьянство в народе. Поголовная коррупция всех, кто обладает хотя бы крошечной властью. Эксплуатация. Беспризорные дети. "Ползучая" война на Кавказе. Вот сюжеты их картин. За 150 лет они ничуть не утратили своей злободневности. Список российских проблем за истекшие полтораста лет остался фактически неизменным - и этот грустный факт, о котором свидетельствует выставка в ГРМ, говорит о том, что неверно объяснять нынешние бедствия "трудностями переходного периода": копать нужно гораздо, гораздо глубже.
Ключевой для эпохи и для выставки автор - конечно, Василий Перов. Его картины известны нам еще со школы: "Тройка", где трое измученных детей тянут на себе сани с тяжеленным грузом, "Чаепитие в Мытищах", где служанка богатых господ отталкивает протянутую руку нищего, "Крестный ход на Пасху", где вся деревня, включая духовенство, по случаю святого праздника напивается до скотского состояния - последняя работа, кстати, представлена на выставке малоизвестным и от этого по-особому свежим подготовительным наброском. Заданную Перовым критическую, почти плакатную линию дополняют картины его соратников и современников - Прянишникова, Корзухина, Соломаткина, Клодта. Контрапунктом к Перову выбран Николай Ге, наследник академической традиции, и эта два мастера формируют два эстетических и психологических полюса выставки: выверенный и возвышенный академист Ге - и страстный, "непричесанный" публицист Перов. На выставке они взаимно дополняют друг друга, не давая экспозиции скатиться ни в одномерную злободневность, ни в философическую вялость.
Русский музей поступил весьма мудро, не делая специального акцента на социальной направленности картин шестидесятников. Более того, организаторы намеренно "приглушили" критический пафос: по мере своего развития экспозиция становится все более спокойной, растворяя российские боли и язвы в неярких пейзажах и сценках из сельской жизни. Как бы заявляя: Россия все стерпит, все переварит. Но это заявление - не столько о натуре, то есть стране, сколько о позиции самих художников 1860-х.
В название выставки вынесена цитата из письма Чехова Плещееву, где как раз говорится о "шестидесятниках" XIX века. Чехов излагает кредо 1860-х: обличать пороки власти, живописать язвы и беды народа, привлекать внимание общественности - но сквозь все это сострадать, жалеть и любить убогую и непутевую родину-уродину. Показывать ей ее уродство, чтоб ужаснулась, устыдилась, чтоб хоть сама себя пожалела┘ Не пожалела. Что мы сегодня и наблюдаем.
Именно потому, что сегодня мы наблюдаем то же самое, для нас так важна эта эпоха. В 1860-е гг. культура, обратив свой взор на дела российские, впервые заявила о своей гражданской позиции - и эта позиция противостояла позиции власти. Сегодня, когда деятели культуры никак не могут определиться со своим отношением к власти, "святые шестидесятые" звучат особенно остро. И заслуживают самого пристального внимания.
На выставке представлены произведения из собраний Русского музея, Третьяковской галереи и Эрмитажа. Выставка сопровождается каталогом, который может служить всеобъемлющим путеводителем по русскому искусству 1860-х гг.