0
2872
Газета Культура Интернет-версия

05.11.2002 00:00:00

Зураб Церетели занялся любовью

Тэги: церетели


Уже за одно то нужно любить Зураба Константиновича, что он всегда дает больше, чем обещает. О его щедрости по всей академии слагают легенды: приходит, например, к нему бедный заслуженный художник с жалобами на беспросветность и тут же получает - если не мастерскую с заказами, то добрый совет или (слышал не от одного человека) матпомощь прямо из личного кошелька ЗК.

Последняя "персоналка" Церетели в стенах собственной галереи на Пречистенке похожа на такой подарок с перехлестом. В роли одаренных - его старые поклонники: бальзаковские дамы, каковых на выставке больше всего, и московские власти.

Как-то само собой в среде художественных критиков к Церетели уже сложилось спокойно-равнодушное отношение. Нет уже тех памфлетов или обвинений в безвкусице, что расточались Петру Первому. При этом ни размах, ни манера художника не изменились. Мышление по-прежнему глобальное - зарядить монумент СПИДу (стоит в зале рельефов), но исполнить его по-домашнему, с ходами, которые сто раз апробированы шестидесятниками (Прародители в некой злой биомассе). Короче говоря, Церетели как художника в арттусовке уже никто не считает монстром - его считают скучным. Одни только журналисты с опаской прислушиваются: уж не принялся ли ЗК за какой-нибудь мощный монумент у стен Кремля или еще где повиднее.

Насчет монументов можно успокоиться. Церетели отличается тем, что импульсивно заготавливает их без всяких заказов - где-нибудь да пригодятся. Экскурсоводы (а здесь, между прочим, официально проводятся экскурсии) особо выделяют три варианта памятника де Голлю, который надлежит установить у гостиницы "Космос". Они отличаются друг от друга формой одежды: первый - в шинели (он нравится автору), второй - в кителе (он понравился заказчикам), третий - в парадном мундире с крупными орденами. Примерно та же ситуация с продолжающейся серией горельефных портретов великих современников: она нарастает по мере освоения Церетели запасов российской культуры. Среди новинок (Спиваков, Данелия, Волчек) особо впечатляет золотой Башмет, похожий одновременно на всех скрипачей Шагала.

Еще один памятник-сюрприз ожидает зрителя в небольшом закутке, где развешена графика на античные мотивы. Здесь стоит спортсмен Юрий Лужков, одетый на манер сталинских физкультурников: в руке - ракетка, под ногами - футбольный мяч. Понятно, что при всем почтении к мэру даже такой символист, как Церетели не может сделать из него Аполлона. Но художник нашел свой вариант: он показал Лужкова плотным, мускулистым Гераклом, скрыв живот за счет сильного "утолщения" спины.

Основной и совершенно безвозмездный дар-аттракцион находится в специально созданном стеклянном атриуме. Пятнадцатиметровая композиция "Познание добра и зла" - яблоко, призванное символизировать нравственность, грехопадение и все те священные смыслы, что раскрываются в любви. Яблоко работает как инсталляция - в него можно войти. Перед входом стоит знаменитая фигура мэра Лужкова с метлой, выметающего из Москвы разную нечисть (карты, пачки "Казбека", газеты и т.д.). Внутри в полумраке можно разглядывать рельефы со сценами Камасутры. В разных позах и ракурсах спариваются нимфы и сатиры, греческие и римские пары, шествуют фигуры с большими фаллосами. Большинство изображений взято из античных росписей. Правда, в представлении древней любви предусмотрительно упущены разные античные извращения: гомосексуальные или лесбийские мотивы, каковых на вазах и в термах огромное количество (в яблоке есть один сатир, "любящий" козу).

Недалеко от композиции стоит закрытый полотном памятник Алексию II. Патриарх был болен, не смог прибыть на вернисаж. И оттого его памятник пребывает пока неоткрытым. Думаю, Святейшего не поведут внутрь порочного плода.

Остается добавить, что все фигуры и инсталляции в пересказе многое теряют: в них пропадает размах и появляется пародийность. Но в том-то все и дело, что в отличие от постмодернистов Церетели все делает всерьез и очень искренне. В нем нет подобострастного подхалимажа - он искренне любит Лужкова. В нем нет иронии - он искренне налепливает одну форму на другую, совершенно не соотносясь с пластикой. У него нет фиги в кармане - он искренне дарит что имеет. Оттого, может быть, и скучно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Трамп построит "Звездные врата" за 500 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Новая администрация начинает формирование крупнейшей сети дата-центров

0
1088
Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Москва накопила огромный волонтерский ресурс

Елена Крапчатова

В российской столице официально зарегистрированы 1,4 миллиона добровольцев, готовых помогать горожанам

0
602
Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Россия оказалась в центре горячей войны на газовом рынке Европы

Михаил Сергеев

Блокада Киевом транзита голубого топлива потребует от ЕС дополнительных расходов

0
1202
И зеркало, зеркало, зеркало…

И зеркало, зеркало, зеркало…

Антон Ровнер

Исполняется 85 лет со дня рождения писателя, философа и мистика Аркадия Ровнера

0
693

Другие новости