Питерский осенний фотомарафон - одно из крупнейших регулярных событий в российской фотографической тусовке. Для петербургских фотографов (а город обладает богатыми традициями фотоискусства и фотографической школой, благодаря которой "петербургский почерк" в фотографии узнается сразу и безошибочно) это мероприятие - своего рода смотр достижений и месячник ударного труда. Судите сами: в ближайший месяц откроется 28 персональных и групповых фотовыставок, которые разместятся на самых разнообразных площадках - от художественных галерей и музеев до литературных кафе и залов Союза журналистов. Фотомарафон полностью оправдывает свое название: в день зрителя ожидает до пяти вернисажей, и чтобы успеть на все, придется побегать. Такие темпы, кстати, не предел: на Фотомарафоне-2000 число выставок зашкалило за пятьдесят, что было абсолютным рекордом.
* * *
В структуре фотомарафона традиционно отсутствует общая тема, но, как правило, организаторы задают ему некую сюжетную интригу, к которой участники вольны присоединяться или нет. В этом году марафон проходит в сотрудничестве с Немецким культурным центром (Гете-Институт), и темой его стал Берлин, старый и новый. Тема города, разорванного между двумя историями - коммунистической и западной - и преодолевающего этот исторический груз, чтобы найти свое место в современности, во многом близка Петербургу. "Берлинскую линию" на фотомарафоне представляют восемь самых разных событий. Это и "Великие мгновения глазами очевидцев" немецкой фотогруппы "Осткройц", запечатлевшей строительство нового Берлина, Берлина без Стены. И выставка "Берлин. Другой город" четырех именитых петербургских фотографов: Андрея Чежина, Александра Китаева, Игоря Лебедева и Дмитрия Шубина, из которой становится ясно, что фотография - это абсолютно субъективное творчество, потому что перед нами четыре разных Берлина, и "Берлин Китаева" много ближе к "Петербургу Китаева", чем, скажем, к "Берлину Чежина". И "Человек без свойств" немца Матиаса Венера с жестким и ехидным почти журналистским фото. И показ немого фильма Вальтера Рутмана "Берлин: симфония большого города" с живой музыкальной импровизацией питерского аранжировщика. И даже концерт мальчиковой группы "BER-LINN" в ночном клубе, что к фотографии и к Германии отношения не имеет, но все равно приятно. Берлин, короче, во всех ипостасях, на всю катушку и во всей красе.
* * *
"Внеберлинская" часть фотомарафона не менее разнообразна - здесь и фотожурналистика, как у Сергея Гранкина (Израиль), и изощренные формальные эксперименты, как "Мария Тиль" у Валентина Самарина (Париж), и классика питерского фото, как уже упомянутый Андрей Чежин, и фото "вне школы", как у молодого стильного Олега Шагапова, и фото, которому и имени не подберешь, как у Андрея Муштавинского┘ В общем, здесь есть решительно все. Все, чтобы подтвердить жизнеспособность и качество современной петербургской культуры вообще и фотографии в частности. Все, чтобы сделать их интересными и для профессионалов, и для широкой публики, марафонящей от вернисажа к вернисажу. Сделать в городском масштабе и практически из ничего, основываясь лишь на "подножном" культурном потенциале и на энергии небольшой группы энтузиастов.
О последнем хочется сказать особо. Петербургский фотомарафон сегодня - крупное художественное событие. Фотографы готовятся к нему год. В числе информационных спонсоров марафона наряду с российскими СМИ - журналы "Фото&Видео" (Москва), "Imago" (Братислава), "PhotoNews" (Гамбург). То есть все европейское фотографическое сообщество о фестивале знает и за ним следит. При этом фотомарафон как начинался, так и продолжает существовать на голом энтузиазме, практически без денег и абсолютно без всякого официального статуса. В последние два года устроители фотомарафона всячески пытались выбить для фестиваля статус городского мероприятия - то есть добиться, чтобы его взяла под эгиду городская администрация, что денег не дало бы все равно, но заметно облегчило бы организационные хлопоты. Город, однако, предпочел не связываться с какой-то там непонятной современной фотографией - то ли в силу консервативности своей культурной политики, в рамках которой культура мыслится в первую очередь как культурное наследие в лице Эрмитажа и Мариинского театра, то ли просто по косности и лени. Город не учел, что современная культура - это престижное и выгодное занятие, что для города это новые культурные связи и новые прибыли.
* * *
Получить официальный статус марафону явно не светит и в ближайшем будущем - хотя бы потому, что ближайшее будущее питерским культурным властям представляется исключительно в форме цифры 3 и двух нулей, а организаторы фотомарафона уже сейчас однозначно заявили, что в пику юбилейной истерии и всеобщей спекуляции на теме 300-летия города сделают Фотомарафон-2003 как можно более далеким от всякой "петербургской темы". Фотомарафон без города, конечно, проживет - как жил до сих пор. Проживет и город без фотомарафона как официального события. Но лучше бы им подружиться - с пользой для обоих.