Со своим проектом "Про уродов для детей" Инга-Леша Аксеновы возились долго. Московские галерейщики никак не хотели впадать в детство - "слишком просто, хотим чего-нибудь попсиходеличнее". Наверное, просто испугались. Благо есть чего. Придя нынче в галерею Гельмана, обнаруживаешь игрушечную Кунсткамеру: в баночках и бутылочках сердце-мочалка, отрубленная тряпичная ручка с капиллярами-нитками, вскрытый человечек, зародыш, ватный мозг и т.д. В центре же - цирк уродств: сиамские близнецы, бородатая женщина, невесть как попавшие скелетики. "Препараты" чередуются с фотографиями из детского альбома Инги Аксеновой. Однако нигде имен и названий не подписано, так что можно вообразить, что девочки на фотографиях неизвестны. Ну тоже такая игра.
В свои сопливо-желторотые годы маленькая Инга ходила не пешком под стол, а прямиком в Кунсткамеру. Там все завораживало, а потрогать и унести нельзя. Нужно было брезгливо морщиться. Прошли годы, Инга выросла, стала шить куклы, вместе c Алексеем влипла в полуполитизированный проект "Культурные герои XXI века" в 2000-м. Вот тогда-то Аксенова и сделала первых ватных зародышей в банках и сиамских близнецов. Таинственные гости из детства долго искали себе место, навещая периодически другие проекты художников ("Аксеновы и чернота"). Пока в нынешнем году Алексей не придумал для бродяг свою собственную страну. "Советское детство" называется.
Из динамиков льются голоса Кристалинской и Пьехи ("Топ-топ - топает малыш┘" и др.), веселятся самые настоящие дети. Когда-то в СССР можно было, играя "в больничку", сделать кукле вскрытие. Но - облом, внутри пусто. Смотреть на уродов вроде бы нельзя (хотя негласных запретов на публичность уродств в советское время не было), можно лишь втихаря показывать пальцем и получать на каждое, даже дерзкое "почему" обстоятельный, научно обоснованный ответ. Скрытый цирк уродов в СССР по сути недалеко ушел от цирка американца Финеаса Тейлора Барнума (ему и посвящается выставка), показывавшего чужие аномалии публично и за деньги.
Дети жестоки, им прощается желание поиграть с внутренностями. Смогут ли взрослые простить? "Нынешняя выставка для меня - избавление от детских фобий. Мне бы хотелось поиграть в такие куклы", - с улыбкой признается Инга. Это медитация. После нее можно успокоиться. Теперь мы знаем: внутри куклы не пусто.