Вообще-то мероприятие намечалось еще в июне, да в ЦДХ не нашлось зала для венгерского современного искусства. То есть выставку, конечно, провести было можно, хотя бы все в том же Центре венгерской культуры, но еще совсем недавно, в 2000 году, грянуло тысячелетие венгерского государства, и плошать даже сейчас, в 2002-м, не пристало. В сентябре Дом художника оказался гостеприимнее, и фестиваль немедленно стартовал. Словно испугавшись, что другой такой возможности в ближайшее время не предвидится, венгры подошли к мероприятию обстоятельно: российский зритель кроме выставки смотрел кино, слушал музыку и изучал особенности национальной литературы.
Кинопоказ, вроде как обрамление, стартовал в день открытия в кинотеатре "Зарядье" 18 сентября и закрыл фестиваль 24-го. На экране можно было созерцать историю Венгрии в миниатюре. Здесь вам и становление государства ("Святая корона", реж. Габор Колтаи), и судьба национального героя графа Сечени ("Человек-мост", реж. Газа Беремени), культ личности 1950-х ("Свидетель", реж. Петер Бачо и "Чочо, или Да здравствует Первое мая!", реж Роберт Колтаи), дела недавних "горячих" 80-х ("Время останавливается", реж. Петер Готар и "Больше Вита", реж Ибоя Фекете). Получилась ретроспектива: фильмы знаковые, дерзкие, "с полки", как "Свидетель" из далекого 1969-го, титулованные в Каннах - "Время останавливается" (1981) и зрелищный "свежачок" "Святая корона" (2001). Венгры вообще славятся как мастера исторического жанра: такое кино здесь стали снимать еще в "культовые" времена, дабы восстановить искаженную режимом историческую правду. Теперь же вроде как дань традиции, новая свобода и исследование жанра. Так что никакого криминала в отборе лент не видится.
А в ЦДХ буйствовала драгоценная выставка современной венгерской живописи. Здесь Венгрия как Россия: современное искусство вышло из-под полы только в 1989 году. Однако авторы выставки обижаются, когда к представленным картинам мешают политику. "Современное венгерское искусство идет по собственному, внутреннему пути развития", - значится в аннотации. В представленной экспозиции есть и такие "старые зубры", как Уйхази, Швиеркиевич, Гаал и новые медиахудожники Кирай, Чурка, Сюч, Бараяни. Технический рай и стилизация: Андраш Кирай скачивает картинки из интернета, пропускает через сканер, печатает, раскрашивает, Эстер Чурка переносит на полотно фотонегативы.
Далее была музыка. Классическая, струнная - концерт квартета "Ауэр" с Мендельсоном и Куртагом и национальная, залихватская - ансамбль Экреша со свадебными маршами, марамарошскими мелодиями и палоцкими танцами. Милый, добрый карпатский дворик, так сказать.
Потом - литературная конференция "Венгерская художественная литература в России XX века". Здесь фестиваль немного выдохся. Тяжелые аналитические доклады о приключениях венгерских авторов в России, "парадоксах восприятия", долгий муторный рассказ о наличии венгерской литературы в собрании Библиотеки иностранной литературы не очень-то соответствовали сугубо ознакомительной цели. Все устали, да и просто не хватило времени. Единственный "прикол" - присутствие разухабистого писателя Бела Риго, умеющего шутить даже на ломаном русском, и чтение его иронических стихотворений-сказок.
В общем, "нет политике", только культобмен. Как пояснил директор Венгерского культурного центра Бертлан Силанк, ответный российский фестиваль стартует вскоре и в Венгрии. Такой вот дружественный привет, напуганный, немножко неровный, словно все тот же ломаный русский, но по-домашнему братский.