Пресс-конференция Андрея Кончаловского на 59-м Венецианском МКФ проходила при переполненном зале солидной вместимости. Было очевидно, что "Дом дураков" на иностранных журналистов, особенно итальянских, произвел впечатление. Человек мира Андрей Кончаловский начал свое выступление с размышления о том, на каком языке ему говорить (среди перечисленных его родной язык не значился, однако на вопросы, задаваемые на русском, он вежливо отвечал по-русски). На вопрос о том, чье мнение ему важнее - своей аудитории или международной, он ответил, что ему интересно знать мнение любого зрителя, вне зависимости от его национальной принадлежности. "Но вообще фильмы делаются не для того, чтобы понравиться, а для того, чтобы поделиться своими мыслями. Даже если кому-то они покажутся неприятными". Параллели с Феллини, которые я проводила в предыдущем репортаже, увидел и кто-то из итальянцев, на что Кончаловский отреагировал уклончиво, объяснив, что его поколение выросло на фильмах Феллини, Бергмана, Брессона, Бунюэля, Куросавы, Антониони, которые были для него идолами. На вопрос же о том, где ему лучше снимать - дома или за пределами отечества, - ответил, что ему совершенно без разницы, где снимать, вот только насчет Японии он не вполне уверен.
Русские продолжают приплывать на Лидо (единственный способ общения с сушей - общественный транспорт в виде лодок или персональные водные такси). Не успела пройти мировая премьера мелодрамы "Девушка. Самолет. Небо" (программа "Новые территории") в присутствии украсившей русскую делегацию Ренаты Литвиновой, режиссера Веры Сторожевой и многочисленной группы поддержки, как пресс-центр выдал информацию о прибытии на фестиваль режиссеров Сергея Бодрова ("Поцелуй медведя", конкурс) и Алексея Мурадова ("Змей", "Неделя критики").
Вышеупомянутый ремейк культовой ленты Георгия Натансона "Еще раз про любовь" (по Эдварду Радзинскому) хоть и не снят Ренатой Литвиновой (она является автором сценария и исполнительницей главной роли), но несет на себе отпечаток ее личности. Он манерен и претенциозен и проигрывает старому фильму в наивности и простодушии, в "душевности". Михаил Ефремов, исполняющий роль пилота, которую когда-то играл его отец, ничем от него не отличается, только менее обаятелен. Еще менее обаятелен главный герой (Дмитрий Орлов), выбор актера вряд ли можно назвать удачным.
Что касается Ренаты Литвиновой, смотреть, вернее разглядывать ее, - это процесс, который затягивает, но она, к сожалению, продолжает эксплуатировать саму себя такой, какой ее создала Кира Муратова, что уже поднадоело, и никак не получается манерное заламывание рук и завывания выдать за странность героини. Хотя есть моменты и в ее игре и в тексте весьма занятные.
Сиквел "Мистера Рипли" по Патриции Хайсмит ("Игра Рипли" Лилиани Кавани), пожалуй, тоже проигрывает фильму Энтони Мингеллы. Американский вариант попроще и позрелищнее, в европейском начинаются намеки на подсознание и всяческие фрейдистские комплексы, отчего он немедленно становится более скучным. Прошло 20 лет со времени криминального дебюта "талантливого мистера Рипли". Рипли стал старше и совсем озверел. Убивает теперь кого ни попадя, "из любви к искусству", причем довольно зверскими способами. Из розовощекого пухлого Мэтта Деймона он превратился в плешивого и загадочного Джона Малковича с его своеобразным шармом. Малкович, сильно постаревший, объяснил на пресс-конференции, что его Рипли так странно привлекателен для зрителей, "потому что убивает не из корысти или какого-то другого интереса, а потому, что осуществляет свою естественную потребность убивать. Он болезненно притягателен для вас потому, что он может, а вы нет, хотя вам сто раз хотелось это сделать".
В конкурсе продолжают лидировать "Сестры Магдалены" Питера Муллана.
К сожалению, ничего грандиозного к ним не прибавилось. Дуэт Жана Рошфора и Джонни Холлидея в фильме Патриса Леконта "Человек с поезда" блистателен, но говорят они так много и делают так мало, что фильм к середине становится скучным и заболтанным. Рошфор и Холлидей играют двух случайно встретившихся людей, привязанность которых друг к другу объясняется тем, что каждый хочет пожить жизнью другого. Смертельно больного учителя, всю жизнь живущего монотонной, правильной жизнью, тянет на авантюры, авантюристу, напротив, хочется прибиться к домашнему очагу.
"Обнаженные" Дорис Дорри разыгрывают сюжет, который требует стильности, легкости, изящества, чувства юмора. В предлагаемом нам немецком варианте история о выяснении тремя парами отношений между собой, превращается в нудное, тяжеловесное зрелище, отягощенное (а не облегченное) музыкальными вставками, что замечательно мог бы отыграть кто-нибудь вроде Алена Рене или Жака Деми.
Венеция