0
863
Газета Культура Интернет-версия

06.08.2002 00:00:00

"Новый русский", который скоро снова станет "Олигархом"

Тэги: лунгин, олигарх, локарно, фестиваль


- Павел Семенович! Мне всегда казалось, что вы весьма щепетильны к тому, где и когда проходит премьера вашего фильма, и, если не ошибаюсь, для вас в последние годы было важно, чтобы эти премьеры проходили в Каннах. А тут согласились на премьеру в Локарно, к тому же вне конкурса. Почему?

- Просто потому, что вне конкурса в Локарно идут более крупные фильмы. Конкурс в Локарно собирает такие, если можно сказать, интимистские ленты. У каждого фестиваля - определенный стиль, у каждого - определенный такой внутренний набор, внутренний отбор. Думаю, что наш фильм оказался слишком крупным, чтобы войти в здешний конкурс. Я и не хотел, честно говоря, в конкурс Локарнского фестиваля. После Каннов мне этого не хотелось, мне кажется, что вообще есть только один фестиваль "для конкурса".

Это вопрос: для чего вообще фестиваль нужен режиссеру? Или это Канн, чтобы по возможности войти в пятерку или семерку режиссеров, о которых потом говорят в течение всего года. Или - для того, чтобы фильм увидели. Фестивали вообще существуют, чтобы создавать события. И каждый фестиваль событие "создает" по-своему.

Чтобы существовать "бедному русскому фильму", хорошо попасть на какой-нибудь хороший фестиваль, на специальный показ. Мы как раз попали на такой специальный показ небольшого, элитарного и престижного фестиваля в Локарно, этот показ к тому же проходит в лучший день фестиваля - в первую субботу. Фильм будет показан здесь на огромном экране на площади перед десятью тысячами человек. Мне кажется, это интересно, хотя вообще для меня важно, что фильм уже существует.

- Для открытой площадки важно, чтобы обошлось без дождя...

- Дождь был. Я в ужасе пересаживался в Цюрихе, потому что увидел, что идет дождь. А сейчас он кончился, поднялись облака, и стало очень красиво, похоже почему-то на Неаполь. Тут, правда, озеро, а не море, горы и такая почти лагуна... Изумительной красоты место!

(Вопреки надеждам режиссера ливень разразился, но было совершенной неожиданностью, что зрители не спешили уходить, а те, кто ушел, спрятались под крышу и досмотрели фильм до конца. - Г.З.)

- Считается, что в Локарно показывают интеллектуальное кино...

- Да.

- Ваш фильм в эти рамки укладывается? Или вы определяете свою картину иначе?

- Думаю, что все-таки это недостаточно интимистически-интеллектуальное кино, во всяком случае, недостаточно, чтобы идти в конкурсе. Это все-таки сага, история, в которой, конечно, какая-то интеллектуальная подоплека имеется. Но мне больше хотелось сделать фильм действия, историческую сагу, показать жизнь общества и государства за определенный период, чем раскрыть конкретные тайны конкретного человека.

- Сейчас в Европе разгорается очередной скандал вокруг российской мафии. Не опасаетесь ли вы, что ваш фильм примутся интерпретировать в этом контексте?

- Нет. Такие опасения развеивает как раз то, что у меня фильм не про мафию. Если он в каком-то смысле интеллектуальный, то как раз потому, что это фильм про интеллектуальную элиту России, которая встала во главе бизнеса. Это фильм не про бандитов, а наоборот, - про людей из университетов, профессоров. Про великих умников, которые вошли в бизнес, в его игру и схлестнулись друг с другом и с государством. Но совсем не про братков...

- "Большая пайка" - называется роман Юлия Дубова, который лежит в основе картины. "Олигарх" - название, под которым снималась картина. "Новый русский" - под таким именем увидят фильм в Локарно. Что означает для вас эта цепочка?

- "Олигарх" - название для меня идеальное, но, к сожалению, этого слова нет ни в английском, ни во французском, ни в итальянском языках. Нет понятия этого. Оно существовало, наверное, в начале века и было в Древней Греции. Я считаю, что в каком-то смысле это слово "кончается" и у нас, и через 10-20 лет оно совсем исчезнет из обихода в России. Так что фильм получился о конце олигархов, так же как и конце новых русских. Если вы обратили внимание, новые русские как явление исчезают тоже. Но "новые русские" оказалось тем понятием и тем словосочетанием, которое для французов имело хоть какой-то смысл. В русском прокате фильм будет называться "Олигарх".

* * *

В России дистанция между фестивальной премьерой "там" и премьерой в России становится все короче. Новый фильм Сокурова показали в Петербурге на прошлой неделе - через два с половиной месяца после каннского дебюта. "Олигарха" обещают показать уже в августе на фестивале в Выборге.

Надо еще сказать, что в Локарно на премьеру "Нового русского" из Москвы прилетел автор романа "Большая пайка" и, соответственно, соавтор сценария этого фильма Юлий Дубов. Он, правда, успел посмотреть фильм до его фестивальной премьеры и говорит, что картина Лунгина ему понравилась и даже "на самом деле мало отличается от романа: слова другие, а музыка похожая". К слову, в фильме Дубов появляется в эпизоде - он сидит на научном семинаре в аудитории. На мое замечание, что мало кто из героев романа смог прилететь на премьеру, Юлий Дубов философски, однако же с достаточной уверенностью заметил: "Мы все равно все соберемся. Может, не завтра, может быть, через год, но это все равно произойдет". С учетом известных сюжетных поворотов это замечание в эстетических категориях следует, наверное, интерпретировать как открытый финал.

О самом фильме читайте в ближайших номерах "НГ".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
734
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
973
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
792
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
644

Другие новости