- Павел Семенович! Мне всегда казалось, что вы весьма щепетильны к тому, где и когда проходит премьера вашего фильма, и, если не ошибаюсь, для вас в последние годы было важно, чтобы эти премьеры проходили в Каннах. А тут согласились на премьеру в Локарно, к тому же вне конкурса. Почему?
- Просто потому, что вне конкурса в Локарно идут более крупные фильмы. Конкурс в Локарно собирает такие, если можно сказать, интимистские ленты. У каждого фестиваля - определенный стиль, у каждого - определенный такой внутренний набор, внутренний отбор. Думаю, что наш фильм оказался слишком крупным, чтобы войти в здешний конкурс. Я и не хотел, честно говоря, в конкурс Локарнского фестиваля. После Каннов мне этого не хотелось, мне кажется, что вообще есть только один фестиваль "для конкурса".
Это вопрос: для чего вообще фестиваль нужен режиссеру? Или это Канн, чтобы по возможности войти в пятерку или семерку режиссеров, о которых потом говорят в течение всего года. Или - для того, чтобы фильм увидели. Фестивали вообще существуют, чтобы создавать события. И каждый фестиваль событие "создает" по-своему.
Чтобы существовать "бедному русскому фильму", хорошо попасть на какой-нибудь хороший фестиваль, на специальный показ. Мы как раз попали на такой специальный показ небольшого, элитарного и престижного фестиваля в Локарно, этот показ к тому же проходит в лучший день фестиваля - в первую субботу. Фильм будет показан здесь на огромном экране на площади перед десятью тысячами человек. Мне кажется, это интересно, хотя вообще для меня важно, что фильм уже существует.
- Для открытой площадки важно, чтобы обошлось без дождя...
- Дождь был. Я в ужасе пересаживался в Цюрихе, потому что увидел, что идет дождь. А сейчас он кончился, поднялись облака, и стало очень красиво, похоже почему-то на Неаполь. Тут, правда, озеро, а не море, горы и такая почти лагуна... Изумительной красоты место!
(Вопреки надеждам режиссера ливень разразился, но было совершенной неожиданностью, что зрители не спешили уходить, а те, кто ушел, спрятались под крышу и досмотрели фильм до конца. - Г.З.)
- Считается, что в Локарно показывают интеллектуальное кино...
- Да.
- Ваш фильм в эти рамки укладывается? Или вы определяете свою картину иначе?
- Думаю, что все-таки это недостаточно интимистически-интеллектуальное кино, во всяком случае, недостаточно, чтобы идти в конкурсе. Это все-таки сага, история, в которой, конечно, какая-то интеллектуальная подоплека имеется. Но мне больше хотелось сделать фильм действия, историческую сагу, показать жизнь общества и государства за определенный период, чем раскрыть конкретные тайны конкретного человека.
- Сейчас в Европе разгорается очередной скандал вокруг российской мафии. Не опасаетесь ли вы, что ваш фильм примутся интерпретировать в этом контексте?
- Нет. Такие опасения развеивает как раз то, что у меня фильм не про мафию. Если он в каком-то смысле интеллектуальный, то как раз потому, что это фильм про интеллектуальную элиту России, которая встала во главе бизнеса. Это фильм не про бандитов, а наоборот, - про людей из университетов, профессоров. Про великих умников, которые вошли в бизнес, в его игру и схлестнулись друг с другом и с государством. Но совсем не про братков...
- "Большая пайка" - называется роман Юлия Дубова, который лежит в основе картины. "Олигарх" - название, под которым снималась картина. "Новый русский" - под таким именем увидят фильм в Локарно. Что означает для вас эта цепочка?
- "Олигарх" - название для меня идеальное, но, к сожалению, этого слова нет ни в английском, ни во французском, ни в итальянском языках. Нет понятия этого. Оно существовало, наверное, в начале века и было в Древней Греции. Я считаю, что в каком-то смысле это слово "кончается" и у нас, и через 10-20 лет оно совсем исчезнет из обихода в России. Так что фильм получился о конце олигархов, так же как и конце новых русских. Если вы обратили внимание, новые русские как явление исчезают тоже. Но "новые русские" оказалось тем понятием и тем словосочетанием, которое для французов имело хоть какой-то смысл. В русском прокате фильм будет называться "Олигарх".
* * *
В России дистанция между фестивальной премьерой "там" и премьерой в России становится все короче. Новый фильм Сокурова показали в Петербурге на прошлой неделе - через два с половиной месяца после каннского дебюта. "Олигарха" обещают показать уже в августе на фестивале в Выборге.
Надо еще сказать, что в Локарно на премьеру "Нового русского" из Москвы прилетел автор романа "Большая пайка" и, соответственно, соавтор сценария этого фильма Юлий Дубов. Он, правда, успел посмотреть фильм до его фестивальной премьеры и говорит, что картина Лунгина ему понравилась и даже "на самом деле мало отличается от романа: слова другие, а музыка похожая". К слову, в фильме Дубов появляется в эпизоде - он сидит на научном семинаре в аудитории. На мое замечание, что мало кто из героев романа смог прилететь на премьеру, Юлий Дубов философски, однако же с достаточной уверенностью заметил: "Мы все равно все соберемся. Может, не завтра, может быть, через год, но это все равно произойдет". С учетом известных сюжетных поворотов это замечание в эстетических категориях следует, наверное, интерпретировать как открытый финал.
О самом фильме читайте в ближайших номерах "НГ".