Восемнадцать лет минуло с тех пор, как фотограф Сергей Чиликов щелкал площади и закоулки родной Йошкар-Олы. Тогда, в 80-е, на каждом углу были звезды, серпомолоты, комлозунги и Ильич в скульптурных и плакатных вариациях. Много воды, казалось бы, утекло, и сейчас все поменялось. Так-то оно так, да не совсем.
В этом можно убедиться, посетив выставку Чиликова "Отличия" в Московском доме фотографии. Эти новые безобидные работы сильно контрастируют с теми, благодаря которым Чиликов стал знаменит - вызывающе натуралистичным "Деревенским гламуром" (пышные, волосатые, сальные туши) или скандалезными снимками с эротически распластанными во всех направлениях женскими телами.
На нынешней выставке по парам разбились прошлое и настоящее. Слева - черно-белый СССР, справа - цветная, "попсовая", как выразился сам автор, РФ. Фотограф побывал в тех же местах Йошкар-Олы и запечатлел их постаревшими.
Город как архитектурная среда не изменился: те же хрущевки, те же лавочки, те же заборы и фонари. Можно было бы сказать, что задворки Чиликова стоят особняком в архитектурной тематике проекта Юрия Аввакумова "24", но все, что здесь было "не про Москву", свидетельствует только о том, что архитектуре в российской глубинке до прогресса далеко.
В настоящем Чиликова нет уже "красных" следов, а вот детей и колясок стало больше. Такие атрибуты, как шарики и велосипеды, выдержали испытание временем. Суеты же прибавилось: расплывчатые призраки, лица, каблуки - спешащие куда-то люди. Новая действительность - раздавленные пластиковые бутылки, бычки и бумажки. Сменились кумиры: сейчас на каждом столбе не лысины вождей, а волевой подбородок Шварценеггера. На площади, где 18 лет назад важничали черные колеса грузовиков, теперь колесят яркие скейты. Серьезная семейная пара в наглухо застегнутых плащах с коляской реинкарнировалась в мило улыбающуюся девушку. Может, это их дочка.
"Работать по-ударному - наш партийный долг" - призывает плакат советских работниц. И вот старый долг исполняет новый мужичок в ковбойской шляпе, ударяющий по кнопкам старенькой гармошки.
"Мы начали забывать о том, как жили раньше", - вздыхает Сергей Чиликов. Но его выставка - не камень в наш с вами огород, а "чисто художнический взгляд", без всякого социально-политического подтекста. С подтекстом наша фантазия должна справиться сама. Может, она сочтет все найденные отличия лишь формой. Люди-то, они ведь и в Йошкар-Оле - люди.