0
919
Газета Культура Интернет-версия

19.06.2002 00:00:00

Знаки гения и знаки злодейства

Тэги: васильев, театр, спектакль


"Моцарт и Сальери. Реквием" - назвал свое театральное сочинение Анатолий Васильев. Сочинение, в котором музыка, жест и пауза равны по значению слову, а молчание уравнено в правах со звуком. В здании, которое поражает входящего белизной и чистотой, белый цвет включается в игру, он становится отзвуком, продолжением, гулким эхом знаменитых васильевских пауз. Театр теней, повторяющих каждый мимолетный жест, включается в многосмысловую игру "игрового театра" Анатолия Васильева. Занавесы "дают отмашку": черный, красный, за ним еще один черный, последний, занавес смерти. Хористки в желто-золотых одеждах с черным "подбоем". Зеленый бес, возникающий в углу, на фоне красного занавеса, с трезубцем и трещоткой, пугая страшным треском и отблесками трех острых ножей... Анатолий Васильев и Игорь Попов, авторы сценографии, и художник спектакля Владимир Ковальчук знают толк в сочетании красок и игре остро вычерченных линий.

Актеры молчат, а пространство меж тем не разряжается, а, напротив, сгущается, в паузах действие часто не теряет, а лишь набирает напряжение, доходя до экстатической сосредоточенности.

Не спектакль, скорее - служба, магическое действо, не "маленькая трагедия", а молитвослов. И речь актеров, как заведено у Васильева с недавнего времени, похожа именно на молитву или заговор, в которых важно каждое слово и потому каждое выделено и отделено от стоящих с ним рядом. Интерес к "истокам", к "узкому взгляду скифа" (как называется очередная просветительская программа "Школы драматического искусства"), к шаманам и их зашифрованным пророчествам - все это чувствуется в сегодняшних сценических опытах Васильева-режиссера и Васильева-учителя.

Паузы в десять, в двадцать секунд, кажется, переваливающие за минуту, кажется - на грани возможного и похожие уже на издевательство над доверчивым зрителем, который готов любоваться и радоваться "слепому скрыпачу", вместе или вместо которого на сцену, один за другим, выходит маленький живописный оркестрик "Opus Post" под управлением Татьяны Гринденко (она же потом управляет и хором). С контрабасом, скрипками, футлярами, березовыми туесками за плечами, в живописных и разных одеждах и головных уборах (от кепки до шляпки с вуалькой) похожие то ли на бомжей, то ли на интуристов. Выходят не спеша, раскладываются, настраивают инструменты, начинают играть...

Невиданный серьез и сосредоточенность вдруг разбавляет внезапная шутка: на словах "там есть один мотив" на сцену выходят трое в черном, чтобы исполнить песенку Окуджавы про Моцарта, который "играет, а скрипка поет".

Сальери (Александр Яцко) - в белом длиннополом камзоле и в белом парике. Говорит, что поверил гармонию алгеброй, но, если судить по тому, что он вытворяет на сцене, ему всего ближе алхимия. Его стол заставлен склянками, пинцетами, колбами, которыми он управляет со знанием дела. Моцарт - в черном и в черном цилиндре (Игорь Яцко), простодушный, доверчивый гений...

"Моцарт и Сальери. Реквием" (где звучит не "Реквием" Моцарта, а "Реквием" Владимира Мартынова, ставшего соратником и спутником в исканиях Анатолия Васильева) смотрится как перенасыщенный раствор. Деталей, мелочей, подробностей в спектакле больше, чем способен уловить нормальный человеческий глаз, больше, чем в силах усвоить человеческое сознание за два с половиной часа театрального времени. Давно не работавший "на зрителя", режиссер попытался вместить в короткий спектакль многое из того, что открылось ему в его лабораторных работах, скрытых от публики и, наверное, не рассчитанных на непосвященных.

В этом, кажется, неожиданном и для него самого выходе "на поверхность" (то есть на публику), выходе из лабораторного, школьного затворничества есть очевидная трудность: в научной, исследовательской работе, к которой успел привыкнуть Васильев, ценен любой результат. Спектакль - как всякий готовый продукт - нуждается, если воспользоваться научно-производственными понятиями, в фильтрах грубой и тонкой очистки. Отвыкший от встреч со зрителем, Васильев как будто разучился отделять зерна от плевел. В "Моцарте и Сальери" приметы гениальности и поразительных открытий, прозрений (раз уж речь о нынешних религиозных истоках творчества Васильева) тонут, случается, в периодах театральной графомании.

Долгое молчание приводит к нынешнему многословию, избыточности каких-то ритуальных подробностей, бутафории, реквизита (если бы речь шла не о Васильеве, можно было бы сказать - театральных финтифлюшек, но в данном случае все относишь на собственное непонимание и даже больше - на невозможность понять и уловить все сразу, о чем было сказано выше). Вроде бы так много накопилось за годы театрального монашества и отшельничества, и так многого ждут от него, что слова и мысли в итоге напирают - одно на другое, сталкиваются, повторяя друг друга, повторяя еще и еще раз... Кажется, всего этого с лихвой бы хватило на несколько спектаклей, а Васильев пытается все уместить в одном, будто первый открытый его спектакль на долгие годы - последний.

Избыточность не смысла, но слов порой мешает воспринять режиссерскую мысль, "мессидж" Васильева, за который он вроде бы заплатил дорогой ценой добровольного молчания. Нынешний Васильев кажется гостем из театрального андеграунда, где процесс был всегда дороже результата, а сам результат казался лишь остановкой в пути.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1321
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
933
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
451
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
631

Другие новости