0
2114
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2002 00:00:00

"Хованщина"

Тэги: хованщина, мусоргский, опера, премьера


Сегодня вечером в Большом театре впервые прозвучит опера Модеста Мусоргского "Хованщина". "Хованщина" - вообще первая оперная премьера в этом сезоне, которую можно назвать таковой без натяжек и специальных оговорок: две другие были повторением спектаклей других театров. "Хованщину" взять напрокат было негде, к тому же новый главный дирижер и музыкальный руководитель театра Александр Ведерников считается специалистом как раз в русской музыке. До премьеры, наверное, и нет смысла говорить о музыкальной стороне. Здесь и не место разбирать именно музыкальные особенности спектакля, к тому же я не взялся бы рассуждать об этом, поскольку не являюсь оперным критиком. Накануне премьеры самое время поговорить о сюжете. Тем более и повод есть - премьера в Большом совпала с одной юбилейной датой: 6 июня 1682 года, то есть 320 лет тому назад стрельцы, добившиеся расширения своих прав и привилегий, соорудили на Красной площади четырехгранный столп, по сторонам которого были прибиты медные листы с текстом соответствующей царской грамоты. Впрочем, если бы премьера состоялась чуть раньше, можно было бы вспомнить, что 15 мая того же года стрельцы и солдаты взяли Кремль, Москва оказалась в руках восставших, предводимых князем Хованским. Если бы премьеру отнесли на осень - вышло бы, что ее приурочили к разгрому мятежа, казни Хованских. В ноябре грядет юбилей возвращения царского двора в Кремль┘

"Аллюзии" - слово из, казалось бы, уже отошедшей в прошлое эпохи. Аллюзий искали читатели и зрители, находившие в этих самых фигах в кармане особое удовольствие от встречи с искусством. Аллюзии искали те, в обязанности которых входило эти самые "сомнительные места" вычеркивать, вырезать, "не пущать". С равным рвением. Спектакли Юрия Любимова, романы Владимира Войновича, фильмы Марка Захарова, конечно, имели и собственную художественную ценность. Однако аллюзии делали их еще увлекательнее, превращая спектакль, книгу или фильм в своего рода кроссворд, разгадывание которого только добавляло удовольствия. И, конечно, повод для размышлений о нашей нелегкой жизни, где прямо ни о чем сказать нельзя.

"Хованщина", в которой Мусоргский (который написал не только музыку, но и либретто к опере) повествует о судьбах русского народа, о русском бунте (который однажды был назван бессмысленным и беспощадным), в разные годы рассказывала о разном. Доподлинно известно об одном отказе от постановки: в 1883 году от постановки "Хованщины" отказалась дирекция императорских театров. В 1886 году опера впервые прозвучала на частной петербургской сцене.

Запрещать оперу не сочли необходимым. Да и с чего бы ее было запрещать?

Стасов, который и подал Мусоргскому идею создания оперы на исторический сюжет, полагал, что "борьба старой и новой Руси, схождение со сцены первой и нарождение второй - богатая почва для драмы и оперы". А дальше - наличие нескольких разных инструментовок позволяло трактовать оперу и как гимн свободолюбивым стрельцам, как описание трагедии восстания, и как печальную повесть о беспомощности и бессмыслице всяческого противостояния центру. И как рассказ о "борьбе реакционных сил старой феодальной России против прогрессивных стремлений юного Петра". Так сказать - в предостережение. Каждая новая инсценировка как бы примеривала события оперы к конкретно-историческим условиям. Так что сам князь Хованский то выглядел подлинно трагическим героем (невинно гибнущим мстителем, на манер Гамлета), то политическим авантюристом, оппортунистом, вредителем, чья смерть, вульгарно говоря, лишь предвосхищала осуждение по расстрельной статье с последующей высылкой всей семьи┘

Чувствую уже, что сбиваюсь на слова из более или менее нынешнего словаря. Что поделать! Такая опера подобралась. Или - специально подобрали? Некоторое время тому назад Александр Ведерников, говоря о сложившихся в последнее время добрых отношениях с Министерством культуры, особо подчеркнул, что постановка "Хованщины" финансируется государством.

О чем же споют нам "Хованщину", кажется, одну из самых длинных русских опер, исполнение которой прежде затягивалось почти до полуночи? Предваряя премьеру, режиссер спектакля Юрий Александров сказал, что создатели спектакля попытались объединить три века русской истории. Если так, то стоит ждать не растворения аллюзий и всяческих исторических параллелей, а, напротив, их сгущения и обнажения: ведь там, где удалось спрессовать три века, совсем недалеко уже и до наших дней.

А дальше? С одной стороны, разврат, царящий в окружении первого лица государства, и разброд и шатания в рядах администрации, то есть, прошу прощения, в рядах бояр.

С другой стороны, молодой царь-реформатор, который, вместо того чтобы заниматься вопросами экономики и ее реального сектора, вынужден решать кадровые вопросы. Число политических тяжеловесов близится к критическому. "Приспело время", - поет глава заговорщиков Досифей. И в спорах о будущем России каждый имеет собственную точку зрения.

Даже не имея на то особого желания, то и дело "скатываешься" в грубую, если так можно сказать, публицистику.

Ну и мораль - по нынешним временам: инициативы государственных реформ, идущие снизу, обречены на поражение, поскольку единственно возможные и единственно успешные в России реформы - те, которые спускаются сверху вниз в виде царских реляций. Или - президентских указов ("революцией сверху" когда-то назвал этот путь государственного переустройства историк Натан Эйдельман). Не хочу сказать, что именно такой была концепция нынешней премьеры в Большом, но трудно поспорить с тем, что и такое толкование приходит в голову. И - к чему лукавить! - не в последнюю очередь.

Дирижер Александр Ведерников и режиссер спектакля Юрий Александров, предваряя премьеру, не раз успели повторить, что проблему "смутного времени" они склонны рассматривать в "более общем контексте" (и вообще для них главное было - "копошиться в людских душах"). Но когда перед глазами конкретный спектакль и на сцену выходят конкретные исполнители, трудно говорить "вообще". Даже внешнее сходство того или иного солиста с кем-то из ныне живущих политических фигур "идет в дело".

Согласно сохранившимся свидетельствам, Мусоргский полагал, что героем его трагедии станет сама история. Во Франции или в Италии, во всяком случае - за пределами России такая трактовка, наверное, возможна. Но любознательный и дотошный русский зритель всегда хочет видеть за именами давно ушедших стрельцов и бояр конкретных живых прототипов. И прочитывать более или менее конкретное содержание в исторических романах. Особенно, конечно, когда романы и оперы на исторический сюжет сами подсказывают такое злободневное толкование. Что нам "Хованщина", когда у нас самих еще недавно правила "семибанкирщина", которой ныне и след простыл, точно и не было вовсе.

Либретто

М.Мусоргский "Хованщина". Музыкальная драма в пяти действиях, шести картинах. Инструментовка Н.Римского-Корсакова.

Действие происходит в Москве и ее окрестностях в XVII веке.

Действие первое.

Москва. Красная площадь. Светает. Просыпаются стрельцы. Появляется боярин Шакловитый и заставляет подьячего написать анонимный донос Петру: начальник стрельцов князь Иван Хованский задумал посадить на престол сына и водворить на Руси старый порядок. Появляется князь Иван Хованский, потом выходит его сын Андрей, который преследует красивую девушку из Немецкой слободы, Эмму. Раскольница Марфа, которую Андрей когда-то соблазнил, а затем бросил, встает на защиту Эммы. В это время возвращается отец Андрея, которому тоже нравится Эмма. Они встречаются как соперники, и дело доходит до оружия. Ссору прекращает глава раскольников Досифей.

Действие второе.

Горница князя Голицына. Князь читает письмо, когда появляется Марфа, известная своими пророчествами. Она предсказывает князю скорую опалу. В доме Голицына собираются противники Петра. Беседа Голицына и Хованского - скрытых соперников, ненавидящих и боящихся друг друга, переходит в ссору, которую прекращает Досифей. Он призывает их смирить кичливую гордость, подумать о спасении Руси. Появляется Шакловитый и сообщает, что царь повелел произвести строжайшее расследование по делу Хованских, ибо он знает о заговоре.

Действие третье. Картина первая.

Перед домом Хованских. Марфа не может победить свою любовь к князю Андрею. Стрельцы и их жены с воплями приносят весть, что их дома жгут петровские всадники, семьи пускают по миру или предают мечу. Так обвинение против Хованского выливается в месть его помощникам - стрельцам. Стрельцы зовут Хованского, но их предводитель сам в растерянности, он не может им помочь.

Картина вторая.

Старый князь Хованский лежит на диване. Персидские танцовщицы развлекают вельможу, слуги подливают вино в его кубок. Приходит слуга князя Голицына и предупреждает его о грозящей ему смертельной опасности. Но Хованский ничего не боится в своем собственном доме. Он приказывает наказать посланца Голицына. Входит Шакловитый. Приносит приказ царевны Софьи явиться на тайный совет. Хованский торжественно облачается в парадные одежды, но наемник Шакловитого бросается на старика и закалывает его.

Действие четвертое.

Расправляется Петр и с другими заговорщиками: князя Голицына отправляют в ссылку. На Красной площади назначена казнь взбунтовавшихся против Петра стрельцов, к раскольническому скиту посланы солдаты. Марфа хочет спасти князя Андрея от гибели и увлекает его в скит. На Красной же площади стрельцам, уже приготовившимся к казни, зачитывают приказ о помиловании.

Действие пятое.

Ночь в лесу. Раскольники раскладывают огромный костер. В одиночестве скорбит Досифей: он сознает обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры, но не сдаться.

Марфа и Андрей Хованский помирились. Она просит возлюбленного готовиться к смерти. Скит окружен, его не помилуют. Когда солдаты Петра выбегают на прогалину, где разложен костер, пламя уже высоко поднимается над землей. В огне умирает со своей паствой и Досифей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1049
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1257
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1715
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1408

Другие новости